Найти тему

Крепкие нейронные связи

 Шутники нейрофизиологи говорят, что для успеха в жизни нужны крепкие нейронные связи. Однако, на самом деле нам необходимы гибкие нейронные связи. Важно не только учиться, а переучиваться.

Шутники нейрофизиологи говорят, что для успеха в жизни нужны крепкие нейронные связи. Однако, на самом деле нам необходимы гибкие нейронные связи. Важно не только учиться, а переучиваться. Эту мысль акцентировал Элвин Тоффлер, который заявил: "В XXI веке неграмотными будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться".

Например, многие японские компании характеризуются переучиванием и ротацией персонала каждые 3-5 лет. Но переучиваться намного сложнее, чем просто учиться. При длительном обучении одному и тому же, нейронные связи, управляющие этим процессом, становятся достаточно прочными.

Кажется, что это хорошо, но на самом деле не так. Исследования показали, что мозг, способный к эффективному обучению, обладает гибкостью и способностью моментально перестраивать связи для усвоения новых знаний (высокая нейропластичность). Чрезмерная "жесткость" нейронных путей связана с плохой обучаемостью. Например, при сканировании мозга детей, испытывающих трудности с математикой, было обнаружено, что у них больше нейронных связей, особенно между областями, которые участвуют в решении математических задач! Избыточное количество связей между нейронами создает систему, неспособную к усвоению новой информации.

Тем не менее, слишком высокая гибкость нейронных путей характерна для шизофрении. Обучаемый мозг очень динамичен, а нейронные модули разрывают существующие связи и находят новые. Наш мозг можно представить как матрицу из узлов и связей, которые могут легко изменяться.

Известно, что стресс вызывает снижение числа нервных связей (без гибели нейронов). Часто это неблагоприятно, но иногда является благодатной почвой для изменений. Снижение числа связей приводит к созданию "свободного поля". Во восточных фильмах мы видим, как старые мудрые учителя вводят своих учеников в состояние стресса перед началом обучения. Почему они так делают? Их целью является использование стресса для ослабления привычных установок и создания "поля для изменений". Действительно, значимые изменения личности часто происходят только на фоне стресса.

Такой феномен называется "посттравматическим ростом". Таким образом, стресс, конечно, снижает гибкость нейронных связей. Однако, это также может быть полезным, так как очищает нейронное поле для формирования новых связей, повышающих нашу адаптивность и обучаемость. Хотя лучше учиться в зоне комфорта, "разучиться и переучиться" поможет только выход из зоны комфорта и стресс! Умелое использование стресса будет полезным для нас.