Найти тему
С Лизой интересно

История о том, как Шостакович и Хачатурян писали гимн

Оглавление

Сегодня вас ждет забавная история о том, как Сталин приказал Шостаковичу и Хачатуряну написать гимн вместе. Каждый из них написал собственную версию гимна, но пришлось потрудиться еще и над совместной. Меня очень радует, что в ближайшее время не предвидится грустных и трагичных статей. Так что наслаждайтесь историей, которая не вызовет у вас никаких грустных эмоций. Надеюсь, что даже вы в какие-то моменты улыбнетесь.

Ну что ж, мы начинаем.

Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович
Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович

Во время войны было решено, что всё-таки для советского гимна "Интернационал" не годится. К тому же текст совсем не подходил к действительности тех времен: "Никто не даст нам избавленья - ни Бог, ни Царь и ни герой!". Всем известно, что Сталин являлся одновременно и Богом и Царем, так что уже большая несостыковка. А в новой поэзии было сказано: "Нас вырастил Сталин". Вот это уж точно могло обрадовать вождя.

К тому же, не будем забывать о том, что "Интернационал" - произведение французское. Как же у русских может быть французский гимн? Логично, что никак. Написали текст, который устроил вождя и раздали его композиторам со словами: "А ну-ка напишите новый гимн страны". В конкурсе принимать участие надо было обязательно (даже не так...ОБЯЗАТЕЛЬНО). Потому что если вдруг ты решишь отказаться, то это означало, что ты уклоняешься от ответственного задания. К тому же, есть шанс всенародным композитором и стать любимчиком Сталина, а кому же этого не хотелось?

Хачатурян и Шостакович изначально написали каждый свой гимн по отдельности, но после прослушивания Сталин загорелся идей о совместном творчестве двух композиторов и приказал написать совместную версию гимна. Вероятнее всего, он надеялся что из их совместной деятельности получатся вторые Ильф и Петров, но что-то пошло не так.

Шостакович и Хачатурян отличались друг друга во всем: в манере работать, стили были разные, да и композиторы они были максимально разные. Но что ж поделать...писать надо. Случилось так, что они мешали друг другу. Шостакович мог писать в любых условиях, лишь бы был стул и край стола, а всё, что происходило вокруг его мало волновало, но армянская душа Хачатуряна была другой.

Я предполагаю, что каждый композитор должен отвечать за свою собственную работу. В литературе сотрудничество работает хорошо, но в музыке я не знаю удачных сотрудничеств композиторов. В голову приходит лишь "Schubert / Liszt - Valse caprice No.6 from Soirées de Vienne".

Шостакович и Хачатурян не стали исключением из правил, тем более, что их соавторство было не по собственной воле, а по принуждению.

Что из себя представляет встреча с Хачатуряном? Много вина, еды и разговоров обо всем. Но беда в том, что за все встречи они не написали ни ноты, потому что у Хачатуряна то не было настроения работать, то Шостакович сбивал его с правильного пути.

Было принято решение написать два собственных гимна, а затем встретиться, решить кто лучше справился с работой, а лучшие куски соединить в один общий гимн. Была только одна беда - критиковать Хачатуряна - плохая идея, потому что он был очень раздражительный товарищ.

Но так или иначе, они объединили их гимны в единое произведение. Мелодия была Шостаковича, а рефрен - Хачатуряна. Но самое веселое было с оркестровкой...Их объединять было бы нелепо, проще было бы выбрать какую-то одну, либо кто-то бы один сделал, а подписались бы оба. Но выбрать кто же этим займется было очень сложно. Как же вы думайте они пришли к решению проблемы? Шостакович предложил сыграть в игру, в которой надо было угадать, в какой руке спичка. Хачатурян не угадал, в какой руке была спичка, и Шостакович писал оркестровку.

В финал прошли пять гимнов: Александрова, грузинского композитора Ионы Туския, Хачатуряна, Шостаковича и их общий. Решающий этап проходил в Большом театре, где каждый гимн исполнялся трижды: хор без оркестра, оркестр без хора и оркестр и с хором. Жалко, что никто не додумался сыграть гимн под водой или хотя бы с балетными танцовщиками Большого театра, а то оркестр Большого играл, а кордебалет обделили.

-2

В конечном итоге Шостакович с Хачатуряном провалились. Хачатурян после долго обвинял Шостаковича с легкомыслии и говорил, что если бы дали хотя ы месяц на подготовку, то они бы выиграли. А как вы все знаете, выиграл гимн Александрова.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь, ведь дальше будет только лучше.

С Лизой интересно

Telegram-канал