Найти в Дзене

Властители умов: кого читали Казанские студенты в XIX в.

Расколовший общество В.Г. Белинский

Над Белинским мы просиживали по целым часам, увлекаясь преимущественно философской частью его сочинений. Споры и препирательства были бесконечные. […] Понимания было мало, но желание понять страшное.
Лаврский К.В. Из воспоминаний Казанского студента.
К.В. Лаврский— выпускник Казанского императорского университета, юрист и журналист. Поклонник литературного таланта В.Г. Белинского
К.В. Лаврский— выпускник Казанского императорского университета, юрист и журналист. Поклонник литературного таланта В.Г. Белинского

Интересно, что собственно философских эссе у литературного критика В.Г. Белинского фактически не было. Но он славился тем, что анализируя даже откровенно слабую и скучную книгу, мог в итоге написать огромную статью с пространными размышлениями на различные темы.

В.Г. Белинский — литературный критик
В.Г. Белинский — литературный критик

И, конечно, все ждали его критической оценки главных литераторов настоящего и классиков прошлого. Белинский был язвительным и жестким автором. А его спор с К.С. Аксаковым привёл к одному из важнейших расколов в русском обществе. Кстати, Константин Сергеевич Аксаков был сыном «первого» студента Казанского университета, писателя С.Т. Аксакова.

Два знаменитых критика в 1842 г. анализировали поэму «Мёртвые души». Белинский высмеял позицию Аксакова, тот резко ответил. В конечном итоге, по мнению ряда авторов, этот конфликт расколол читающую публику на «славянофилов» и «западников». Друзья литераторов перестали ездить друг к другу на приёмы. А сам спор не завершён и сегодня.

Запрещённый Н.А. Некрасов.

На сходке по случаю смерти Некрасова читались его неизданные запрещённые стихотворения, произносились речи, обсуждались петиции о свободе печати.
Флёрин Н.Ф. Быт студентов Казанского университета в 70-х гг.

Современному читателю сложно представить, как работала дореволюционная цензура в России. Запрету подвергались не только очевидно вредные, по мнению цензора произведения, призывающие к насилию или оскорбляющие монархию, но и потенциально вредные, которые, имеют некоторый шанс вызвать у читателя неправильный ход мыслей или слишком интенсивные эмоции. А ещё цензоры в XIX в. не только запрещали и требовали от авторов внесения правок, но и сами брались за перо: вырезали из текста куски и заменяли одни слова на другие (даже поэзии!).

Николай Алексеевич Некрасов всю свою литературную жизнь страдал от нападок со стороны цензуры. Уже за первый сборник стихотворений автору угрожали тюрьмой.

Н.А. Некрасов — поэт, прозаик и публицист
Н.А. Некрасов — поэт, прозаик и публицист

Иногда отчаянные редакторы журналов (например, «Современника») позволяли себе опубликовать «порезанный» цензором текст в оригинальном виде. Это был большой риск. Сегодня нам известно, что в некоторые годы не только публиковать, но даже обсуждать творчество поэта в столичных журналах было запрещено. А некоторые стихи Некрасова официально напечатали лишь спустя 50-60 лет после написания.

И, тем не менее, люди читали Н.А. Некрасова, знали его тексты и обсуждали их. Всё дело в тематике. Значительная часть творчества писателя была посвящена крестьянскому вопросу. А его обсуждение шло не только в Санкт-Петербурге, но и в губернских городах, вроде Казани.

Вот, например, один из текстов, жёстко раскритикованных цензорами, который мог попасть в Казань через рукописные копии:

Колыбельная (подражание Лермонтову)
Баюшки-баю.
Тускло смотрит месяц медный
В колыбель твою.
Стану сказывать не сказки —
Правду пропою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По губернии раздался
Всем отрадный клик:
Твой отец под суд попался —
Явных тьма улик.
Но отец твой — плут известный —
Знает роль свою.
Спи, пострел, покуда честный!
Баюшки-баю.
Подрастешь — и мир крещеный
Скоро сам поймешь,
Купишь фрак темно-зеленый
И перо возьмешь.
Скажешь: «Я благонамерен,
За добро стою!»
Спи — твой путь грядущий верен!
Баюшки-баю.
Будешь ты чиновник с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выду —
И махну рукой!
В день привыкнешь ты картинно
Спину гнуть свою...
Спи, пострел, пока невинный!
Баюшки-баю.
Тих и кроток, как овечка,
И крепонек лбом,
До хорошего местечка
Доползешь ужом —
И охулки не положишь
На руку свою.
Спи, покуда красть не можешь!
Баюшки-баю.
Купишь дом многоэтажный,
Схватишь крупный чин
И вдруг станешь барин важный,
Русский дворянин.
Заживешь — и мирно, ясно
Кончишь жизнь свою...
Спи, чиновник мой прекрасный!
Баюшки-баю!

В следующей статье нашего небольшого цикла мы расскажем про по-настоящему опасную литературу, которой зачитывались студенты университета. Следите за обновлениями.

Автор статьи: Ротов Ива

Над Белинским мы просиживали по целым часам, увлекаясь преимущественно философской частью его сочинений. Споры и препирательства были бесконечные. […] Понимания было мало, но желание понять страшное.
Лаврский К.В. Из воспоминаний Казанского студента.
К.В. Лаврский— выпускник Казанского императорского университета, юрист и журналист. Поклонник литературного таланта В.Г. Белинского
К.В. Лаврский— выпускник Казанского императорского университета, юрист и журналист. Поклонник литературного таланта В.Г. Белинского

Интересно, что собственно философских эссе у литературного критика В.Г. Белинского фактически не было. Но он славился тем, что анализируя даже откровенно слабую и скучную книгу, мог в итоге написать огромную статью с пространными размышлениями на различные темы.

В.Г. Белинский — литературный критик
В.Г. Белинский — литературный критик

И, конечно, все ждали его критической оценки главных литераторов настоящего и классиков прошлого. Белинский был язвительным и жестким автором. А его спор с К.С. Аксаковым привёл к одному из важнейших расколов в русском обществе. Кстати, Константин Сергеевич Аксаков был сыном «первого» студента Казанского университета, писателя С.Т. Аксакова.

Два знаменитых критика в 1842 г. анализировали поэму «Мёртвые души». Белинский высмеял позицию Аксакова, тот резко ответил. В конечном итоге, по мнению ряда авторов, этот конфликт расколол читающую публику на «славянофилов» и «западников». Друзья литераторов перестали ездить друг к другу на приёмы. А сам спор не завершён и сегодня.

Запрещённый Н.А. Некрасов.

На сходке по случаю смерти Некрасова читались его неизданные запрещённые стихотворения, произносились речи, обсуждались петиции о свободе печати.
Флёрин Н.Ф. Быт студентов Казанского университета в 70-х гг.

Современному читателю сложно представить, как работала дореволюционная цензура в России. Запрету подвергались не только очевидно вредные, по мнению цензора произведения, призывающие к насилию или оскорбляющие монархию, но и потенциально вредные, которые, имеют некоторый шанс вызвать у читателя неправильный ход мыслей или слишком интенсивные эмоции. А ещё цензоры в XIX в. не только запрещали и требовали от авторов внесения правок, но и сами брались за перо: вырезали из текста куски и заменяли одни слова на другие (даже поэзии!).

Николай Алексеевич Некрасов всю свою литературную жизнь страдал от нападок со стороны цензуры. Уже за первый сборник стихотворений автору угрожали тюрьмой.

Н.А. Некрасов — поэт, прозаик и публицист
Н.А. Некрасов — поэт, прозаик и публицист

Иногда отчаянные редакторы журналов (например, «Современника») позволяли себе опубликовать «порезанный» цензором текст в оригинальном виде. Это был большой риск. Сегодня нам известно, что в некоторые годы не только публиковать, но даже обсуждать творчество поэта в столичных журналах было запрещено. А некоторые стихи Некрасова официально напечатали лишь спустя 50-60 лет после написания.

И, тем не менее, люди читали Н.А. Некрасова, знали его тексты и обсуждали их. Всё дело в тематике. Значительная часть творчества писателя была посвящена крестьянскому вопросу. А его обсуждение шло не только в Санкт-Петербурге, но и в губернских городах, вроде Казани.

Вот, например, один из текстов, жёстко раскритикованных цензорами, который мог попасть в Казань через рукописные копии:

Колыбельная (подражание Лермонтову)
Баюшки-баю.
Тускло смотрит месяц медный
В колыбель твою.
Стану сказывать не сказки —
Правду пропою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По губернии раздался
Всем отрадный клик:
Твой отец под суд попался —
Явных тьма улик.
Но отец твой — плут известный —
Знает роль свою.
Спи, пострел, покуда честный!
Баюшки-баю.
Подрастешь — и мир крещеный
Скоро сам поймешь,
Купишь фрак темно-зеленый
И перо возьмешь.
Скажешь: «Я благонамерен,
За добро стою!»
Спи — твой путь грядущий верен!
Баюшки-баю.
Будешь ты чиновник с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выду —
И махну рукой!
В день привыкнешь ты картинно
Спину гнуть свою...
Спи, пострел, пока невинный!
Баюшки-баю.
Тих и кроток, как овечка,
И крепонек лбом,
До хорошего местечка
Доползешь ужом —
И охулки не положишь
На руку свою.
Спи, покуда красть не можешь!
Баюшки-баю.
Купишь дом многоэтажный,
Схватишь крупный чин
И вдруг станешь барин важный,
Русский дворянин.
Заживешь — и мирно, ясно
Кончишь жизнь свою...
Спи, чиновник мой прекрасный!
Баюшки-баю!

В следующей статье нашего небольшого цикла мы расскажем про по-настоящему опасную литературу, которой зачитывались студенты университета. Следите за обновлениями.

Автор статьи: Ротов Иван
Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:
+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону