События на Ближнем Востоке и боевые действия начатые армией обороны Израиля против террористической организации ХАМАС в секторе Газа, заняв первые полосы мировых СМИ , практически полностью перекрыли поток информации о событиях на Украине. Сейчас об Украине пишут в основном в колонке «финансов» , обсуждая когда у спонсоров кончаться деньги. Однако деньги — это не единственная проблема украинского руководства. Прошедшие на территории ЕС ряд избирательный кампаний в парламенты стран укрепил лагерь противников режима, не желающего больше вкладывать деньги в украинскую авантюру.
Зеленский осознает усталость мировой общественности от российско-украинского конфликта и постепенную смену глобально повестки. В связи с этим он использовал противоречия с Польшей для создания очередного информационного повода, который позволил ему вновь привлечь внимание к Украине и напомнить «о важности поддержке последнего барьера на пути агрессивной России».
При этом с одной стороны Зеленский явно «опечален» итогами выборов в Польше, с другой стороны он не может скрыть своего злорадства в связи с проигрышем правящей партией ПиС , лидер которой Ярослав Качиньский нанес ему столько публичных оскорблений за последний период. Правящая партия, хоть и набрала больше всех голосов, но фактически не может составить не самостоятельную коалицию ни в паре с кем-то еще, из поддерживающих ее курс. В то же время фактическую победу лидера оппозиции Дональда Туска Туска и двух других проевропейских партий украинские власти восприняли со сдержанным оптимизмом. В Киеве надеются, что, хотя бы по ряду вопросов удастся уменьшить тот уровень напряженности, возникшей в последние несколько месяцев.
Ранее польские консерваторы ведомы лидером ПиС Ярославом Качиньским в преддверии выборов предприняли, вполне ожидаемые шаги, с целью «удовлетворения» нужд части своего электората, особенно из сельскохозяйственного сектора. Среди них было блокирование транзита зерна и украинских продовольственных товаров, спекуляции на тему исторической памяти и усиление антиукраинских настроений внутри Польши. Не обошлось и без публичных оскорблений и провокационных заявлений о поставках Украине вооружения и продлении сроков пребывания украинских беженцев в Польше. Однако мало что изменилось и после выборов.
Зерновая сделка замерла.
Сейчас Киев питает надежды закрыть зерновой вопрос, когда украинские товары будут беспрепятственно попадать на польский рынок и их удастся транспортировать в другие государства Европы. Предполагается, что правительство Туска действительно не захочет портить отношения с Еврокомиссией и нивелировать обязательства, закрепленные в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, которое Польша, кстати, подписала.
Однако пока Варшава не оставляет попыток защитить польского фермера и крестьянина, несмотря на решения ЕС об отказе от эмбарго. Еще 15 сентября министр по вопросам развития и технологии Польши Вальдемар Буда сообщил, что подписал распоряжение о продлении запрета на поставки в страну продовольствия с Украины. «В связи с ошибочным решением Еврокомиссии об отказе продления эмбарго на зерно с Украины, в соответствии с поручением премьер-министра Матеуша Моравецкого и всего правительства, я подписал распоряжение, сохраняющее эмбарго», — сообщил Буда.
Словакия тоже решила продлить эмбарго на украинское зерно в одностороннем порядке, сообщил местный телеканал Markiza со ссылкой на министерство сельского хозяйства республики. По данным издания, запрет начнет действовать в ночь с 15 на 16 сентября.
Будапешт пошел еще дальше, запретив импорт сразу 24 видов украинской сельхозпродукции. «В Брюсселе приняли решение: не продлевать запрет на ввоз украинского зерна. Венгрия на национальном уровне закрывает границы, распространяя это на 24 украинских товара», — заявил министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Над. В постановлении, которое подписал премьер Венгрии Виктор Орбан, сказано, что транзит украинской сельхозпродукции по венгерской территории разрешен, но каждая партия будет транспортироваться за 15 дней, а груз будет опечатан.
Интересно, что в этой позиции Украины выбрала не путь договоренностей, а прямой шантаж, заявляя о подачи жалобы во Всемирную торговую организацию против Венгрии, Польши и Словакии из-за запрета ввоза зерна. И хотя пока Украины отказалась от подачи жалобы в ВТО , вероятность такого шага воспринимается именно как шантаж, ведь Киев надеется использовать поддержку Брюсселя для оказания давления на Будапешт, Варшаву и Братиславу. При этом разбирательство в ВТО по этой проблеме может подорвать авторитет ЕС. Если Европейский союз поддержит Украину, то это продемонстрирует его странам-членам, что законные интересы отдельных государств имеют меньший приоритеты для Брюсселя, чем сомнительные внешнеполитические цели.
В этой связи возникают вопросы, а почему так сильно переживает Зеленский за поставки зерна в Европу. Ведь в нынешней ситуации вся прибыль составит в лучшем случаи около миллиарда евро. На фоне всех тем вложений, что получает Киев из ЕС это просто копейки. Так почему же ради этих «копеек» Зеленский готов поссориться со многими в ЕС? Все значительно проще, ведь это зерно уже дано не украинское, а принадлежит олигархическим структурам частично украинским, а в основном европейским структурам. Естественно, что с частным бизнесом Зеленский не только не хочет сориться, но видимо по каким-то причинам , обязан отстаивать их интересы, даже путем утери ряда государственных интересов на международной арене. Но это для Зеленского явно не впервой.
Проблемы Киева растут
Однако , как показывают текущие события «зерновая» сделка, это не самая большая проблема Киева, в отношениях с Варшавой. Так заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский в эфире радио ZET заявил, что о вступлении Украины в Евросоюз не может быть и речи, пока не будет окончательно решен вопрос эксгумации останков жертв Волынской резни. Если Варшава хочет быть в одном союзе со страной, с которой у нее есть серьезные разногласия, то их надо разрешить, подчеркнул политик. Стоит отметить, что подобным заявлением Яблонский, как бы очертил повестку дня и будущего польского правительства. Теперь вопрос жертв Волынской резни, явно не сойдет с повестки дня. Ведь в случаи его замалчивания, любая будущая оппозиция будет заявлять, что правительство за «деньги» продает память предков.
Вопрос трактовки Волынской резни, а также отношения к лидерам украинских националистов времен ОУН-УПА остается одним из самых сложных в отношениях между Варшавой и Киевом. Украинцы фактически совершили геноцид польского населения. В ходе украинско-польской войны 1918–1919 гг. и карательных операций УПА в годы Второй мировой войны они уничтожили сотни тысяч этнических поляков, в том числе женщин и детей, наиболее жестокими и бесчеловечными методами. Эти зверства польская сторона увековечила в памятнике жертвам «Волынской резни» в г.Торунь (Польша).
И несмотря на всю военную и финансовую помощь и неоднократные попытки Варшавы добиться от Киева признания данных фактов, Украина до сих пор не принесла даже «извинений» за Волынскую резню, а прославление на Украине Степана Бандеры, Романа Шухевича и других военных преступников подчеркивает сохраняющиеся среди украинцев антипольские взгляды. При этом в Киеве явно опасаются, что в случаи «признания» фактов Варшава сразу поднимет вопрос выплаты репараций за страдания польского населения, в том числе путем возвращения польским гражданам незаконно захваченного имущества.
А все это автоматически приведет к постановке вопроса о правовом статусе земель западной Украины , находившейся до 1939 года в составе польского государства. Не секрет, что Польша стремиться осуществить исторический реванши и планирует участвовать в возможном пересмотре существующих в настоящее время границ в случаи поражения киевского режима в конфликте. Возможно именно поэтому поляки в целом заинтересованы в нанесении максимально возможного ущерба украинской государственности, чтобы впоследствии провести «миротворческую операция» на западе Украины.
Финансовый ущерб от вхождения Украины в ЕС
Хотя возникшая «моральная» проблема, тормозящая процесс вступления Украины в ЕС, может показаться мелочью по сравнению с финансовыми потерями, что могут понести практически ряд стран членов ЕС. Согласно внутренним расчетам Евросоюза, в рамках расширенной конфедерации с Украиной, Молдавией, Грузией и странами Балканского полуострова Киев сможет рассчитывать на финансовую помощь в размере 168 миллиардов евро в течение семи лет. При этом европейские чиновники считают, что ЕС из тридцати и более государств не сможет эффективно функционировать.
В основе каждой реформы лежит тот факт, что Украина будет значительно менее процветающей, чем большинство ее коллег по ЕС: в прошлом году ВВП на душу населения в в незалежной составлял 4.534 доллара по сравнению с 48.433 долларами в Германии.
Возможность Киева получать деньги, предназначенные для развития инфраструктуры в бедных странах Евросоюза, означает, что Чехия, Эстония, Литва, Словения, Кипр и Мальта больше не смогут получать эти средства. Также принятие Украины в ЕС привело бы к уменьшению субсидий на развитие сельского хозяйства на 20 процентов.
И хотя на первый взгляд, это снижение финансирования не касается Польши, оказалось , что вступление Украины в ЕС может нанести существенный ущерб ее сельскохозяйственному сектору. Дело в том, что Польша остается главным получателем субвенций Европейского союза. Эти деньги она вкладывает в развитие, в частности модернизацию аграрного сектора. Ранее Украина глобально не угрожала польской экономике, хотя время от времени возникали проблемы с поставкой яблок, ягод и тому подобное. Сейчас ситуация кардинально изменилась.
Поляки поняли, что через несколько лет Украина может присоединиться к Европейскому союзу и тогда Киев может стать главным получателем фондов ЕС. Украинские товары за счет дешевой рабочей силы, отсталых, однако менее затратных технологий сами по себе создадут проблемы польскому производителю. Продовольствие, сталь, лесоматериалы – неполный перечень позиций, где Украина будет конкурировать с Польшей на европейском и других рынках. Да и не стоит забывать об украинском рынке услуг, ведь ее специалисты явно менее затратные и отчасти профессиональнее польских.
Именно поэтому ограничения, озвучиваемые Польшей в период выборов , станут не менее актуальны для любого польского правительства . И хотя эта позиция была озвучена польскими консерваторами мало вероятно, что новые либералы будут играть против интересов Польши.
Проблемные беженцы
Украинско-польский кризис может дестабилизировать обстановку и в самой Польше. С начала СВО около 10 млн украинский беженцев прибыли в ЕС, значительная часть которых осталась в Польше. При этом польское население в целом негативно относится к иммигрантам соседней страны. Обострение противоречий между Киевом и Варшавы вызывает недовольство среди украинцев и в перспективе может привести к дестабилизации внутриполитической обстановки. При этом руководство Украины , очень недальновидно, использует данный фактор для оказания давления на польскую сторону, ведь в случаях массового проявления недовольства польским правительство со стороны даже отдельных групп украинских беженцев, может привести в началу высылки всех за пределы Польши. И данная «высылка» будет очень благоприятна воспринята населением страны.
Так в ежегодном исследовательском проекте “Польские беженцы с Украины”, запущенном Amnesty International, можно прочитать, что уже в августе 2022 года антиукраинская риторика усилилась. Последние исследования в области антиукраинской риторики и дезинформации были опубликованы Ассоциацией “Никогда больше” (февраль 2023 г.) и компанией Maison&Partners по заказу Warsaw Enterprise Institute (январь 2023 г.).
“В отчете Maison & Partners говорится, что в январе 2023 года число поляков, поддерживающих взгляды, близкие к тем, которые пропагандирует Кремль, по сравнению с сентябрем 2022 года увеличилось. Если верить исследованиям, большинство респондентов, в частности, согласились с тезисом, что Польша не может позволить себе прием беженцев или что беженцы с Украины на самом деле являются экономическими иммигрантами. Однако авторы исследования отмечают, что такие результаты могут являться не только следствием работы пропаганды, но и усталости от конфликта за нашей восточной границей”, – сообщает Amnesty International.
Ассоциация “Никогда больше” во взаимодействии с компанией SentiOne сообщила, что за последние 12 месяцев (февраль 2023 г.) в польском интернет-пространстве появилось почти 400 тысяч антиукраинских высказываний, которые набрали почти 550 миллионов просмотров”, –говорится в отчете.
В итоге можно отметить, что как «зерновой» конфликт, так и воинствующая риторика Киева по большинству возникающих сейчас проблем в отношениях с Польшей продемонстрировал политическую недальновидность киевского режима. Украина в настоящее время находится в зависимости от военной финансовой и дипломатической помощи западных стран. При этом киевский режим собственноручно провоцирует кризис в отношениях с ключевым партнером Польшей, а президент Зеленский своим заявлениями продолжает углублять противоречия. Подобное поведении украинской стороны показало не только политическую незрелость , но и непредсказуемость киевского режима.
Возможно именно эта непредсказуемость киевского режима, а так же демонстрационный шантаж привел к тому, что Евросоюз (ЕС) может ограничить право вето для вступления Украины в объединение.
Германия и Франция уже заявили, что согласны принять новых членов в ЕС, если будут проведены некоторые реформы. Об этом заявил обозреватель польского издания Rzeczpospolita Енджей Белецкий. Журналист объяснил, что такая реформа необходима, чтобы не позволить одной небольшой стране-члену повлиять на стратегические решения в международной политике.
В 2022 году канцлер Германии Олаф Шольц призвал Евросоюз отказаться от права вето. Он заявил, что после того как в объединение вступят Украина, Молдавия, Грузия и Западные Балканы, страны получат возможность влиять на европейскую политику напрямую. А это явно не устаивает главных бенефициаров ЕС. Так , что это еще один и явно не последний подводный камень на пути Украины в ЕС.
Читайте, ставьте лайки, комментируйте. Если вас заинтересовало наше виденье проблемы, подписывайтесь на наш канал в Яндекс ДЗЕН!!
Всю дополнительную информацию об Институте исследования информационных войн , вы можете увидеть на его сайте.