Первым музеем, который я наметил посетить в Самаре, был Музей Алексея Толстого. Основные произведения писателя я прочёл до двадцати лет, а в молодости всё воспринимается острее, и при внешней безбашенности, к словам относишься серьёзней. Уважительное отношение к автору осталось. Сначала "Золотой ключик", затем "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина", чуть позже "Хождение по мукам" и "Пётр Первый". И всё это хорошая литература, сначала детская, затем фантастическая, затем - реализм, хоть он и назывался в те времена социалистическим реализмом. Вдогонку прочёл роман "Эмигранты", так себе, и некоторые рассказы. Один рассказ стоил всех остальных, да, наверное, и романа. Это "Похождения графа Невзорова, или Ибикус". Когда-то был снят фильм по этому рассказу, но фильм - обычный, а вот сам рассказ завораживает.
Под мелким утренним дождиком по улице Фрунзе шёл мимо высокого деревянного забора, на котором были фотографии Алексея Толстого в разные периоды его жизни, а также цитаты из его произведений. В какой-то момент цитаты кончились, и появилось объявление "Самарский Литературный Музей", а рядом прямо на тротуаре стоял бронзовый Буратино в рост человека. Он поднимал вверх золотой ключик и улыбался широкой улыбкой мальчишки-актёра, который играл Буратино в известном фильме.
Подержался я за золотой ключик, и теперь, конечно, будет что-то хорошее. Да оно и так будет. Я в путешествии, и это хорошо.
Передо мной крепкое двухэтажное деревянное здание городского типа. Ухоженное и хорошо покрашенное в цвет средний между коричневым и хаки. Здесь касса и, наверное, администрация.
На стене табличка сообщает, что это усадьба семьи Алексея Толстого.
Купили билеты, вышли из дома, вошли в калитку и оказались в прекрасном осеннем парке.
По тропинке во дворе прошли к дому, такому же, как дом где покупали билеты. Именно в этом доме во дворе и расположена основная экспозиция музея Толстого. Этот комплекс из двух домов, флигеля и хозяйственных построек, единственная в Самаре полностью сохранившаяся городская усадьба.
Несколько просторных и светлых комнат с мебелью и утварью начала двадцатого века. С 1899 года усадьба принадлежала отчиму Толстого Алексею Бострому. На стене висит его портрет.
Секретер, печатная машинка, часы, рамы картин, диваны определенного дизайна, и мы погружаемся в начало двадцатого века.
В другой комнате на стене висит женский портрет. Это мать Алексея Толстого Александра Леонтьевна, в девичестве - Тургенева, в первом замужестве - Толстая, кстати, ещё и писательница. И как тут Алексею Николаевичу не стать писателем, при таких-то корнях?!
В её комнате стоит письменный стол, комод и швейная машинка. Не знаю, умела ли Александра Леонтьевна шить, но в комнате машинка смотрится органично.
Самая интересная для нас посетителей комната Алексея Толстого. Он жил в этом доме с семьёй, мамой и отчимом, с 1899-го года по 1901-й. В комнате в два окна, то есть, комната светлая и просторная. Там кровать, книжный шкаф, письменный стол, все условия для юноши из интеллигентной семьи.
Конечно в музее есть и автографы Толстого, и прижизненные издания его произведений.
В одной из комнат собраны портреты Алексея Толстого, живописные и фото. На одном из полотен он больше похож на современного актёра, не буду говорить какого. Сами посмотрите, сравним впечатления.
Какие мысли и желания вызвало у меня это посещение. Мысли озвучивать не буду, они мимолётны и не чётко сформулированы, но все о писательстве и становлении писателя. Желания возникло два: посетить музей Алексея Толстого в Москве и перечитать "Хождение по мукам". Если и когда исполню желания, сразу расскажу о впечатлениях.