Экономика корпораций весьма занятная вещь для исследования! Рыночные монстры привлекают!
Говоря о корпорациях, на ум, прежде всего, приходит проявление их высокого уровня рыночной власти - влияния на выбор и благосостояние домохозяйств, как непосредственных потребителей, и на конкурентов, с которыми единая рыночная ниша, условно одинаковый продукт, и цена, обеспечивающая стабильность сбыта. Чем крупнее корпорация, чем сильнее ее субъектные связи, чем масштабнее ее производство, тем устойчивее ее положение на рынке, тем прочнее лидерские позиции в отрасли и, следовательно, выше уровень ее рыночной власти.
Ритейл не исключение в этом вопросе. Организации торговли укрупнились и диверсифицировались в разы. Наверно сейчас будет неправильно их так классифицировать, поскольку имеют многосоставную структуру.
Ритейлеры - гигантские организационные структуры, включающие в себя встроенную систему поставщиков товаров на продажу, собственные промышленные производственные центры, выпускающие продукцию собственного производства, в том числе сырьевые и обрабатывающие производства, развитую логистическую сеть, тянущуюся до самых отдаленных уголков страны, системы складирования, хранения запасов и распределения готовой продукции, крупные торговые помещения с большим набором сервиса, обеспечивающего клиентам удобство покупок (стоянки, точки фастфуда, туалетные комнаты, места ожидания…), собственные центры банковского (расчетно-кассового) обслуживания, страхования и прочие направления деятельности, иной раз далеко несвойственные сфере торговли, как инфраструктурной отрасли.
Укрупнение торговых организаций - веяние общества потребления. Цифровая эпоха, век скоростей и работы людей на всяческое опережение, состязательность, требует от продавцов быстро обслужить - продать, броско разнообразно представить, причем все и сразу. Чтобы человек, после акта покупок, комфортного причем, «запорхал» дальше по своим делам.
Потребитель минимизирует время на отбор и покупку товара, если бы он выбирал у нескольких, он тратил бы время не только на оценку стоимости и качества, вспоминая что было хорошо, а что плохо в процессе покупки и потребления, но и на перемещение от продавца к продавцу. Потребитель быстро принимает решение о покупке глядя на представленное разнообразие одного и того же товара. Причем чрезмерных маркетинговых усилий со стороны ритейлера не требуется, а ровно как для мелких продавцов перестает работать формула маркетинга по привлечению, все из-за эффекта рыночной власти.
Альтернатива выбора потребителя в пользу такого гиганта и выигрыш от функционирования бесспорен.
Корпорации решают вопрос противоречия роста прибыли и низкой цены товара при заданном качестве. Такое не может быть обеспечено мелкими производствами. Разрастаемый капитал создает предпосылки усиления рыночной власти, которая, в свою очередь, формирует скрытые выгоды для лидера.
Созданные первоначальные барьеры для нормальной работы мелких продавцов, в форме низких цен, прежде всего на товары первой необходимости, корпорациям открываются возможности заводить на переподключение поставщиков товаров на продажу от непосредственного взаимодействия с покупателем, причем иногда случайным, на опосредованное взаимодействие, через организованную торговлю в торговом центре, а затем и отбора актуализированных поставщиков для продажи товаров.
Не переподключишься, не прислонишься к корпорации, не поделишься собственной выгодой - прощай дело.