Найти тему

бог

Говоря о Боге, стандартное для нас понимание утверждает его Вседержителем, усмотрим здесь указание на Бога как Бытие с большой буквы и Творца всего сущего ex nihilo. Продвигаясь несколько дальше мы можем различить в Нём ипостаси и природу, а также энергии, что есть видимые свидетельства внутреннего движения сущности. Бог метафизики, что надстройкой возвышается над миром и внутри Себя имеет ещё одну надстройку. Видение Божества пронизано греческой мудростью, что столкнулось с иудейским благочестием и восприняло его. Тогда это было уместно, необходимо и нужно. Нужно и сейчас, но окончательно ли это слово? Отойдя в сторону от троичного догмата обратим взор на сущность и энергии. Так ли это? Безусловно так, но и не так. Ключевым является угол обзора, под которым мы смотрим. Опровержение не отменяет, но дополняет сказанное ранее, так и мы лишь дополним реченное, а не обратимся против него. Различение сущности и энергий вносить двойственность, хоть и не по сути, но в слове. Оно является наследием великих древнегреческих мудрецов и их философии. Но если поместить Бога в мир, где нет ни перводвигателей, ни идей, ни причины, то каков он будет? Это, собственно и важно сделать.

Бог несть Бытие. И несть Небытие, о чем ещё говорили христианские мистики. Он безобразен, и пребывает вне всяких характеристик. Возьмем же в качестве тех, о которых скажем мы Бытие, Свет, Святость, Благо, Истина, Красота, Всемогущество и Любовь.

Как уже сказали, Бог несть Бытие, но и несть Небытие.

Он несть Свет, но и Несть Тьма.

Несть Святость, но нет в нем и никакого Греха.

Несть Благо, но и Неблагим не является.

Несть Истина, но и не Ложь.

Несть Красота, но и не Уродство.

Несть Всемогущий, но и не Бессильный.

Несть Любовь, но и не Ненависть.

Всё это намекает на Него, но к Нему не относится. Это Его и не Его. Это и есть и несть, иначе бы не было этого разговора. Он не может быть положительной гранью этих оппозиций, так как вне обозреваемого нами, за пределом всяких ограничений и различений подобного рода. Он несть х, но и несть не-х. Он есть Тот, кто Он есть. А кто Он есть? Тот, определение и наречение которого является невозможным. Он не Бытие, потому что за онтологией. Так как он за этим, он за Благом, Истиной и Красотой. Он не Свят, ибо за онто-этическим пониманием этого слова, более того, он заморален, внеморален и не имеет ничего общего с последующими коннотациями. Не Свет, так как оный следует после, а сам символизм света - культурно обусловлен. Не Всемогущ, потому что всякая мощь, как и немощь возможны только для того, что есть Сущее. Не Любовь, ибо за чувствами и сердце для древних текстов и народов, что для нас мозг - орган мыслящий, а не только чувствующий. И Любовь не только чувство, но и действие, и мысль, и воля - и все в рамках Бытия. Божесть зияет в слове Бог, преодолевая все мыслимые свойства, ибо она есть Бездна, то, что мы можем обозначить как сущность Бога. И при встрече с этим невозможным, человек теряет дар речи и не может ничего сказать. Возможно говорить о чем-то далеком, сверхъестественном, но о подлинно трансцендентном - невозможно. Ибо всё, что будет сказано и есть и несть, и за сем. Что значит "за сем"? Это значит, что не только положительное необходимо отмести, не только отрицательное, но и отрицающее. Тем самым и то, что было сказано ранее мы должны отвергнуть. Тем самым Бог обладает всеми характеристиками и свойствами, будь они положительные или отрицательные, но и не обладает ими, и не обладая обладает.

Он творит.

Он порождает.

Он изводит.

Всякое действие говорим мы, глядя на сущее и того, кто есть тот с определенной позиции. Но действие ли это, или покой? Не действие и не покой, но и то, и другое, и за сем. Для Бытия и в Бытие то, вне него - другое, для Него же - третье.

Он един

Он в трех лицах

Различение единичного и множественного многократно находило себе выход в самых разных плодах деятельности разума человеческого. Пифагореизм с его числами, или неоплатонизм с его Единым. Мы пытаемся исчислить Бога, но единственное число нашего языка никаким образом не говорит о числе Бога. Или богов. Единство которое призвано показать то, что мы имеем дело не с тремя сущностями, но с одной. Однако, что такое сущность? Что в Бытии? Сущее конкретной вещи? В таком случае нет никакой сущности, ведь Сущее тщетно в своей сути. И Бог тогда тщетен. Если он Сущий. Ежели Он тот, кто Он есть, то есть то, что можем мы назвать таковым и это Божесть, которая не множественна и не едина, но трансцендентна и невозможна. Не имеет основания и не дает его другому. Не творит, не порождает и не изводит, не знает ни действия, ни покоя, не обладает свойствами. Не есть и есть, несть и не несть и за тем. И только рябь на лике Бездны, водной глади, что возмущается волнами дыхания блуждающего над ней.

Abyssus Abyssum invocat

Abyssus Abyssum invocat
Abyssus Abyssum invocat