Найти тему
Франкофилия

Между домохозяйкой и проституткой. Как женщины искали своё место в обществе

Как хотите, а так называемое «традиционное общество» предлагает женщинам только две роли – домохозяйки или проститутки. Первых, как известно, называют «честными женщинами», а вторых – «гулящими». В некоторых совсем уж традиционных обществах только недавно (и то, по-моему, не везде и с оговорками) женщинам разрешили управлять автомобилем и посещать публичные спортивные мероприятия. И то сказать, консервативная общественность до сих пор волнуется, не приведёт ли такое немыслимое дело к тому, что некое высшее существо будет гневаться.

Жюль Шере. Афиша Бала-маскарада в театре "Олимпия":

1
1

Исключения, конечно были. Но, если так можно сказать, в пределах статистической погрешности. В первую очередь в правящих классах. Когда женщине удавалось войти в историю не только в качестве приданного к какому-нибудь выгодному дипломатическому союзу или к земельке. Как, например, наша матушка Е2, которая заказала убийство собственного супруга, и с помощью полка любовников отодвинула от власти сына. Но сколько таких было в истории? Хорошо, если насчитаем сотню. Допустим ещё сотня тех, кто смог сделать карьеру в творческих профессиях – в литературе, науке, искусстве. Ну и пяток небывалых героинь, вроде Жанны д`Арк, о которых потом рассказывают столетиями. Хорошо, пусть будет одна тысяча. Вот примерное число женщин, вырвавшихся за рамки обозначенной дихотомии «почтенная домохозяйка» - «гулящая женщина» за всё время существования так называемого «традиционного общества» в Европе.

Как известно, Франция была одной из первых стран, где по пережиткам прошлого был нанесён серьёзный удар. Даже реставрация вернула только ничтожество Л18, но не могла уже вернуть старые порядки.

Жюль Шере. Масло Макассара с начинкой:

2
2

Женщины всё больше и больше стали понимать, что вовсе не обязательно примыкать к одному, или другому лагерю. Конечно, мы сейчас говорим не об экономическом факторе (это тема для отдельного разговора), а о более простых вещах – выбор занятий, поведение в общественном месте, моды, наконец, просто ощущение раскрепощённости и внутренней свободы. Изменился стереотип поведения. Оказалось, что можно одеваться более свободно, не опасаясь того, что тебя запишут в проститутки, заниматься тем, что тебе нравится, а не только пресловутым «Три К». В общем, жить так, как ТЕБЕ хочется, а не так, как этого требуют от тебя общество, церковь, чиновники, соседи и родственники.

Жюль Шере. Афиша ледового дворца на Елисейских полях:

3
3

И это вовсе не означало чего-то обязательно порочного. Прогуляться вечером в залитый огнями ресторан, вместо того, чтобы сидеть в тёмном углу за рукоделием, скромно потупив очи – оказывается это не «невиданный разврат», а норма поведения. Да, эта норма взрывала старую биполярность (домохозяйка-проститутка), но она же и открывала путь к свободе.

В Оперу стало можно ходить не только с маменькой (чтобы найти приличного жениха) или потом с мужем (чтобы показать всем, какая у вас образцовая семья), но и просто так, одной, потому, что интересно, что это за новый тенор, о котором говорит весь Париж. Неслыханно, не правда ли?

Жюль Шере. Афиша:

4
4

Сейчас во всём цивилизованном мире эти вещи кажутся естественными. Но ещё лет 150 назад понадобилась целая революция, которая позволила женщинам выйти из порочного круга.

Жюль Шере. Афиша ледового дворца на Елисейских полях:

5
5

Если вы заметили, вся эта статья проиллюстрирована произведениями замечательного французского графика Жюля Шере (1836-1932). Люди искусства часто улавливают то, что происходит в обществе. Более того, про него говорили, что он в буквальном смысле слова был "отцом освобождения женщин". Конечно, это преувеличение. Один мастер, пусть даже очень талантливый, не в состоянии породить такие глубинные сдвиги в обществе. Но, тем не менее, существовал даже специальный термин «Cherettes» (образованный от фамилии художника) обозначавший женщин жизнерадостных, элегантных и свободных, живущих так, как они хотят.

Жюль Шере. Афиша:

6
6

Так что, дорогие дамы, собравшись сегодня вечером в тёплой компании, не важно по какому-то поводу, или без оного, помяните добрым словом француженок и французов примерно 150 летней давности, «Cherettes» и лично Жюля Шере.

7
7

Р.S. Как вы относитесь к рекламе? Я – прохладно. Но вот в эпоху модерна реклама была вознесена на невиданную высоту, и являлась настоящим искусством. Одним из корифеев которого, как раз и был Жюль Шере. Посмотрите небольшое видео с подборкой его работ. Получите настоящее эстетическое удовольствие и погрузитесь в атмосферу Парижа тех лет