В селе Димитров, что в Армении, есть православный ассирийский храм. Название этого села больше подходит к средней полосе России, чем для армянского нагорья. Первоначально это место и называлось по-другому, а это название оно получило в 1949 году в честь болгарского революционера Георгия Димитрова. Вот так и получилось - село в Армении, название болгарское, а храм ассирийский.
Предками сегодняшних ассирийцев являются жители Месопотамии, само же государство Ассирия - это одна из древнейших империй, существовавших с 24 века до нашей эры. Ассирийцы были народом воинственным, хорошо знакомое ветхозаветное "око за око" пришло в Священное Писание именно из их культуры. Но великая империя ассирийцев пала под натиском своих соседей и уже больше не возрождалась. Народ расселился по всему востоку.
Осроена или Эдесское царство были населены преимущественно ассирийцами. Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа одна из древнейших святынь и он появился благодаря царю Осроены Абгару V. По преданию, во времена проповеди Спасителя тяжело заболел правитель города Эдессы царь Абгар. Не видя Христа, царь верил в него как в Сына Божьего. Он написал письмо Иисусу и попросил об исцелении. С письмом Абгар отправил живописца Ананию и поручил ему написать портрет Христа. Анания пришел в Иерусалим, но никак не смог подойти к Иисусу из-за толп народа, его окружавших. Внезапно Христос сам позвал художника и передал ему ответ для царя. В нем он пообещал прислать ученика, чтобы исцелить правителя. Затем Он попросил принести воду и полотенце, убрус. Христос умылся, отер лицо и на полотенце запечатлелся его Божественный лик. Анания принес царю в Эдессу письмо и Убрус, через него Абгар и получил исцеление от своей болезни. С того времени, примерно с 32 года нашей эры, ассирийцы и приняли христианство.
Итак, на территории Армении ассирийцы жили с древности, но большинство переселилось сюда в XIX веке, после русско-турецкой войны. Они и построили первый православный храм в Армении, в честь святых Кирика и Иулитты.
Святые мученики Кирик и Иулитта, в честь которых назван храм в Димитрове, за свою веру во Христа претерпели ужасные страдания. Гонители веры истязали мать на глазах маленького сына, которого мучители потом убили на глазах матери. Но Господь принял своих верных чад в свое Царство и воздал им за все их страдания. На протяжении многих веком мученикам молятся о семейном счастье и выздоровлении детей.
Нынешний храм, построенный в начале XIX века, уже ремонтировался и достраивался, но что-то сохранилось и от того, древнего храма. Убранство в храме скромное и это традиционно для ассирийских храмов.
Многие надписи на иконах и молитвы не только на русском языке, но и на ассирийском языке, так же проходят и службы на двух языках. Более двухсот лет ассирийцы сохраняют здесь свою культуру, традиции и обычаи. И все они полностью уверены, что православную веру никогда не поменяют, если приняли, то не отступят.
Когда в 1937 году ассирийского священника арестовали и расстреляли, прихожане остались без пастыря. Но храм не оставляли, собирались и молились сами. В 1943 году православная паства Армении перешла под покров Грузинского патриархата и некоторое время в храм приезжали служить священники из Грузии. Позже, по просьбе прихожан, появились постоянные священники из России.
Ассирийцы третья по численности этническая община в Армении. С древности, со времен османов, все они находят между собой общий язык и поддерживают братские отношения. Но свой язык ассирийцы сохраняют, дети изучают его в школах. Школы армянские, но есть русские классы, где этот язык и изучают. Ассирийский язык еще называют ново-арамейским, а на арамейском говорил наш Спаситель.
Сейчас в мире проживает около 4-5 миллионов ассирийцев. Потомки древних завоевателей - сейчас гостеприимные люди с добрыми сердцами. В селе Димитров в этом можно убедиться.
*** *** ***