[Републикация*] Приятно наталкиваться в сети на материалы о людях, работающих сегодня со старыми цифровыми камерами профессионально. София Ли (или «Софи») - визуальный художник из Сиэтла, журналист в формате GIF. Значительная часть её работ (как коммерческих, так и личных) выполнена с использованием цифровых потребительских фотоаппаратов начала 2000-х годов. Интервью с Софи Ли было опубликовано 7 декабря 2017 года на dpreview.com (ссылка в конце статьи). Автор текста: Дэн Бракалья. Перевёл для вас я ;)
Ностальгия по плёночной фотографии сегодня может быть в моде - кажется, многие люди жаждут этого «органического, аналогового вида», - но для фотографа Софи Ли ностальгия по винтажным цифровым компактным камерам намного веселее. Именно ограничения этих камер помогают выделить профессиональную работу Софи из толпы.
Ли закончила колледж в 2015 году и за короткое время собрала немало клиентов на Тихоокеанском Северо-Западе, сделав красивые снимки, которые, да, имеют ярко выраженные блики, хроматическую аберрацию, шумы, искажения и многое другое.
Dan: Расскажите о своей профессиональной деятельности фотографа.
Sofi: Я занимаюсь фотографией и анимацией GIF, в основном в журналистских целях. Среди моих клиентов в Сиэтле - Seattle Weekly, The Stranger , City Arts и Weekly Volcano в Такоме. На национальном уровне я работала в Vice.
Dan: Я знаю, что вы проводите много времени, снимая цифровыми камерами начала и середины 2000-х годов. Расскажите немного о своем интересе к этим камерам.
Sofi: Впервые я начала снимать старыми цифровыми фотоаппаратами ещё в 2014 году. В то время, действительно, набирала обороты плёночная фотография. Я училась в коммерческой школе фотографии и наблюдала, как многие из моих сверстников либо снимали на плёнку, либо пытались воссоздать эстетику плёнки при монтаже. В классе было много разговоров о том, что фотографии выглядят «слишком цифровыми», а также инструкций о том, как добавить к вашим изображениям больше «органического, аналогового» ощущения.
В то время я заметила для себя, что возрождающееся увлечение плёнкой было, вероятно, эфемерным, специфичным для текущего духа времени и глубоко укоренившимся в ностальгии. Поэтому я спросила себя: «На что люди будут оглядываться в следующий раз, после плёнки?» Я начала копаться в архивах Flickr с фотографиями, сделанными на старые цифровые фотоаппараты, или «цифровые камеры», как их называли некоторые, и почувствовала, что в них есть что-то особенное.
Они отличались от современных цифровых файлов: динамический диапазон уже, а тени имеют характер, отличный от тех, что дают современные CMOS-камеры (из-за меньшего количества пикселей и упрощенного шумоподавления). Это меня очень заинтересовало, поэтому я начала часами изучать DPReview [смеется] в поисках камер. Я составила список качеств, которые искала: камеры с CCD-сенсорами, которые снимали в формате Raw и изначально были выпущены примерно в 2001 году.
Dan: Так какой же фотоаппарат вы выбрали в первую очередь?
Sofi: Я остановилась на камере Canon PowerShot G2. Оказалось, что в то время Raw был очень необычным явлением, не считая камер Canon. Я выбрала его ещё и потому, что максимальная диафрагма составляет F2.0. Корпус имеет классический вид, в нём есть что-то невыразимо знаковое для своей эпохи. Когда я увидела эту фотокамеру, я сказала себе: «Это то что нужно».
Я начала фотографировать и сделала альбом в Tumblr [блог] под названием Summer of G2. В этой галерее были уличная фотография, натюрморты и портреты, что позволяло немного расслабиться, отдыхая от более сложной работы, которую мне приходилось делать в рамках моего исследования коммерческой фотографии. В конечном итоге G2 сопровождал меня везде, где я была. Я думаю, что многие фотографы находят свободу, когда снимают на плёнку, но вместо этого я нашла её здесь.
Dan: Вы упомянули, что цените ограниченный динамический диапазон, который характерен для этих старых цифровых камер, особенно с датчиками CCD. Что ещё вы считаете частью винтажного образа камеры?
Sofi: Это ни в коем случае не относится к датчикам CCD, но одна вещь, которая действительно была важной для меня - хроматическая аберрация. Очевидно, это то, что существует столько же, сколько существуют объективы, но из-за крошечных сенсоров и линз хроматическая аберрация действительно делает изображения со старых камер особенными. Многие ненавидят это, но я думаю, что это великолепно. Мне кажется, что люди выглядят так, будто они светятся, когда их окружают ореолы хроматической аберрации.
Есть недовольство малой глубиной резкости и боке. Это то, что сейчас глубоко проникло в мир профессиональной фотографии. С другой стороны, мне очень нравится большая глубина резкости. Я думаю, что есть много проблем, когда приходится учитывать, всё ли в кадре находится в фокусе. Мне нужно остановиться и подумать о том, что я снимаю, прежде чем снимать.
Dan: Итак, вы начали с Powershot G2 - перешли ли вы в конечном итоге на более современные камеры? Если да, то расскажи мне немного об этом.
Sofi: Когда я впервые взяла в руки G2, я начала почти каждый день ходить в комиссионные магазины в поисках интересных фотоаппаратов. Я жила очень близко к комиссионному магазину Goodwill, поэтому я заходила каждый раз, когда проходила мимо него, скажем, по дороге за продуктами. В свободные дни я бывала в пригороде и посещала все комиссионные магазины.
Вскоре я собрала довольно значительную коллекцию. В то время эти камеры никто особо не искал, поэтому они были дешевыми и многочисленными. На самом деле, с тех пор я видела намного меньше интересных фотоаппаратов. Мне любопытно, начинают ли они увлекать других. Или Goodwill завоевывает популярность или их просто размещают в интернет-магазине.
Во всяком случае, первые камеры, которые я начала использовать после G2, были серией PowerShot S. Сначала я купила Canon S40, а потом наткнулась на Canon S30, совершенно новый в коробке с инструкцией, кабелем, наклейками и всем остальным.
Dan: Ты помнишь, сколько ты за это заплатила?
Sofi: Думаю, пять баксов. Изначально это была камера за 200-300 долларов.
Dan: Вот это да.
Sofi: Я честно собрала столько фотоаппаратов. Каждый раз, когда я видела что-то интересное, я смотрела, есть ли в камере CCD-датчик, и если он есть - достаточно ли он старый и брала его. В конце концов накопилось слишком много камер, и мне пришлось стать более избирательной.
Я начала вести документ Google Sheets на моем смартфоне о каждой камере, которая снимала в Raw. Есть страница в Википедии, которая очень помогла. На самом деле, несколько месяцев назад мой ассистент просматривал мою коллекцию и сказал: «Вау, у тебя почти всё в этом списке».
Dan: S30 стоил 5 долларов, какова была средняя цена, которую вы тратили на новую камеру, и насколько много вы готовы заплатить за неё?
Sofi: Всё это было очень дёшево. Помню, однажды я купила PowerShot G6 за 12 баксов. Некоторые из более дорогих моделей, такие как Olympus E-20, будут стоить 25 долларов. Это было бы немного вне моего диапазона: всё зависело от того, насколько хороши эти камеры. Я определенно отказалась от фотоаппаратов, которые были слишком дорогими.
Dan: Во многих этих премиальных компактных камерах CCD-датчики, в конечном итоге, были заменены на CMOS-датчики. Камеры какого периода вы считаете наиболее удачными для использования сегодня?
Sofi: Моя золотая середина сейчас - период между 2008-2011 годами. Меня просят сделать профессиональную / коммерческую работу с этими камерами, и какое-то время арт-директора говорили мне: «Это отличный материал, но можете ли вы дать его нам в более высоком разрешении?» [смеется] И я должна была сказать: «Извините, это самый высокое разрешение, которое возможно». Из-за этого я начала сужать количество камер, которые использовала, и остановилась на тех, которые снимали с более высоким разрешением.
Камеры той эпохи [2008-2011] имеют хорошее разрешение для печати, но всё еще выглядят как цифровые камеры - отличная оптика и RAW, которые позволяют мне делать то, что я хочу. Нельзя сказать, что до того времени камеры не были хорошими, но без Raw может быть сложно работать.
Dan: Насколько важно для вас качество изображения? И имеет ли это значение лично для вас, или это требование для работающего профессионала?
Sofi: Я бы сказала, что это в основном требование. Я замечательно себя чувствую с 5-мегапиксельными камерами - это нижняя граница того, что я приемлю, - пока они делают хорошие фотографии, я довольна. Я думаю, что слишком много внимания уделяется мегапикселям. Может быть, это просто потому, что людям нравится обрезать свои 42-мегапиксельные изображения. Я не люблю кадрирование, стараюсь все снимать на камеру, если могу.
Dan: Так какими камерами вы сейчас снимаете? Если бы вы отправились на съемку после этого интервью, что было бы в вашей сумке?
Sofi: У меня всегда с собой Panasonic Lumix DMC-FX150 (2008). Он буквально живет в моей сумке, и я никогда не выхожу из дома без него. Я использую его больше, чем камеру мобильного телефона. Мне нравится этот сверхкомпактный объектив с 15-мегапиксельной CCD-матрицей, который также снимает в формате Raw. Он ведет себя сдержанно: когда вы его используете, все думают, что вы турист. Это настоящее чудо инженерной мысли; на самом деле нет ничего подобного. Я использую его примерно в 90% своих фотографий. Она также имеет уникальную честь быть худшей камерой DxOMark [смеется].
Но если мне нужно сделать портрет или использовать внешнюю вспышку, у меня есть несколько разных вариантов. Я буду использовать либо Olympus XZ-1, либо Panasonic Lumix DMC-LX5, которые мне очень нравятся за параметры соотношения сторон. Я также снимаю на Fujifilm E550, более старую модель - я думаю, с 2004 года - которая позволяет снимать 12Мп Raw, что выше, чем у большинства зеркалок того времени. У него лучший замер вспышки, который я когда-либо видела. К тому же он красивый и компактный, с отличной эргономикой. Я сделала с ним несколько съёмок, в том числе портреты групп.
Dan: У вас возникали проблемы с приобретением батарей или кабелей для ваших старых камер?
Sofi: На самом деле, многие из них доступны в магазинах eBay и Amazon! Так что, это не было большой проблемой. Самая большая проблема - это поиск аксессуаров. Мне нравится собирать оригинальные дополнительные аксессуары, такие как вспышки или чехлы, и это действительно более сложное занятие. Это то, за чем мне действительно нужно охотиться, и в большинстве случаев я нахожу оригинальные аксессуары, если просматриваю малоизвестные обзоры или веб-сайты старых производителей на японском языке.
На самом деле, большая проблема - карты памяти. Большинство камер принимают карты CF или SD, но есть и такие, как Fujifilm E550, которые принимают карты XD. Это несколько необычно, как правило, дорого обходится из-за их ёмкости и затрудняет загрузку файлов на мой компьютер. У меня также есть Fuji, которая принимает только карты PCMCIA. Да, это не весело.
Dan: Итак, у вас есть любимая камера в вашей коллекции?
Sofi: Я постоянно возвращаюсь к FX150 и LX5, но я уже достаточно рассказала о них. У меня сентиментальная связь с G2. Но прямо сейчас я действительно в восторге от Ricoh Caplio GX100 и Panasonic LX2.
Я купила GX100 в комиссионном магазине за 6 долларов: он был в идеальном состоянии и выглядел так же, как серия GR. Это очень простая камера, но здесь есть всё, что вы хотите от фотоаппарата такого размера. LX2 забавен благодаря широкоформатному сенсору 16:9. Это то же соотношение сторон, что и у пленки APS в режиме APSH, поэтому он напоминает мне об этом, когда я снимаю на него.
Dan: Как вы думаете, сколько цифровых фотоаппаратов у вас есть?
Sofi: Возможно, около 50.
Dan: Возвращаясь к нынешней волне ностальгии по плёнке, как вы думаете, мы оглянемся на эту эпоху, через 10, 20 лет, и посмеемся над собой?
Sofi: Тенденции всегда меняются: я определенно не считаю эстетику фотографии статичной. Если вы посмотрите на историю фотографии, мы увидим, как много стилей приходили и уходили. Одержимость малой глубиной резкости и боке - ещё одна вещь, которая, вероятно, исчезнет в какой-то момент. Лично я устаю видеть одну ресницу в фокусе.
Dan: Что делать с "пиксельщиками"?
Пиксельщик (pixel-peeper) - человек, внимательно изучающий увеличенную цифровую фотографию, чтобы оценить разрешение и качество изображения. Это прямо про меня - на все явления действительности в западной культуре найдётся свой термин :D
Sofi: Я думаю, что есть много разных причин, по которым люди предпочитают разглядывать пиксели, но я думаю, что "выглядывание пикселей", как явление, имеет прямое отношение к потреблению. Люди хотят «лучшее из лучшего» и подтверждают это различными «научными тестами». Лично я не стремлюсь к техническому совершенству и чувствую, что люди, которые становятся пиксельщиками лишают себя удовольствий фотографии. Фактически, если вы достаточно хорошо умеете снимать, высококачественные камеры значительно упрощают создание приемлемого изображения. Где в этом веселье?
Тем не менее, я думаю, что полностью противоположное направление - аналоговое поклонение - тоже нехорошо. Это происходит из-за ложной дихотомии, что лишь плёнка - это настоящая фотография. Есть несколько способов выступить «за плёнку» или «против выглядывания пикселей».
Многие интервью, которые я читала на сайтах фотографии, заканчиваются своего рода пословицей о том, что лучшая камера - это та, которая у вас есть, или о том, что плёнка вдохновляет вас просто думать и снимать, а не выглядывать пиксели. Я думаю, что фотография - это больше, чем просто получение изображения; это также означает навязать кому-то своё видение. Лучшая камера - это та, которая подходит лично для вас, с правильным профилем шума, искажениями объектива и т. д.
В любом случае, я вроде как не отношусь ни к тем, ни к другим (I’m sort of rambling) [смеется].
Полезные ссылки:
Оригинальное интервью на dpreview.com
*Посвящается всем тем, кто не долистал :D Републикация материала, впервые опубликованного на канале "Старые цифровые камеры" 5 сентября 2021. Старая запись удалена.