Найти тему

Театр в Барнауле. Второе пришествие.

Первый театр в Барнауле появился в 1776 году рядом со зданием архива горнозаводской конторы (на нынешней улице Ползунова). Основная часть актёров театра состояла из горных офицеров, их домочадцев и солдат Колывано-Воскресенского горного батальона. Очевидцы описывали первый театр города, как бревенчатый дом - пол и потолок из тонких досок, два ряда скамеек.

Когда точно в городе появилось новое, уже гораздо комфортное, построенное по всем правилам того времени, здание театра, неизвестно, но точно до 1856 года. И тому есть два подтверждения: Первое – это фрагмент мемуаров Петра Семёнова-Тян-Шанского, который писал, что в зиму 1856-1857 гг. в Барнауле стояла холодная пора, которая, впрочем, была оживлена любительскими спектаклями в прекрасном (!) здании театра. Ясно, что это уже не тот – старый бревенчатый дом с двумя рядами лавок. Это уже совсем другое здание. А где оно теперь размещалось определим по планам города разных лет, заодно и вторично подтвердим факт его постройки до 1856 года.

План города 1843 года. На Соборной площади размещаются Городская Ратуша (Ж) и Губернское казначейство (Р), правее которого пока еще ничего нет.
План города 1843 года. На Соборной площади размещаются Городская Ратуша (Ж) и Губернское казначейство (Р), правее которого пока еще ничего нет.
План 1856 года. Весь «треугольник» в сборе – Ратуша, Казначейство и Театр.
План 1856 года. Весь «треугольник» в сборе – Ратуша, Казначейство и Театр.
План 1877 года. Есть Окружное казначейство (22) и Театр (23), но исчезает Ратуша.
План 1877 года. Есть Окружное казначейство (22) и Театр (23), но исчезает Ратуша.
План 1894 года. Из «треугольника» остается только Казначейство.
План 1894 года. Из «треугольника» остается только Казначейство.

Отсюда, ориентировочные годы существования зданий: Ратуша – 1792-1864 (уничтожена в пожаре); Казначейство – после 1813-по наши дни; Театр, он же Горное собрание – 1820-е-1917. О том, куда театр исчезает в 1894 году, расскажем ниже.

Судя по тому, что на всех первоначальных планах это здание называлось театром, полноценным зданием Алтайского горного собрания оно стало уже позже, когда здесь появилось все для светской жизни горных офицеров: барнаульский казенный театр, бальный и игорный залы, оркестр, хор, ресторан. Здесь же стали проходить балы, маскарады, литературные и музыкальные вечера. Это же здание по-другому еще называли "Домом высокой архитектуры".

Что собой представляло Алтайское горное собрание? В его уставе говорилось: «Цель Собрания состоит в доставлении служащих на Алтайских заводах удобств к обмену мыслей, распространению между собою знаний и сведений по горнозаводской промышленности, а также в доставлении членам собрания и их семействам приятных развлечений танцами, музыкальными вечерами, маскарадами, играми и другими удовольствиями, дозволенными правительством». Собрание было открыто по вторникам, средам и пятницам с 10 часов утра до часу по полуночи. Алтайский клуб, по мнению одного из корреспондентов «Сибирского вестника», имел ряд преимуществ: раньше открывался в праздничные и воскресные дни (с 12 ч. дня); еженедельно по вторникам здесь проходили семейные вечера без музыки, а по воскресеньям — с музыкой; по пятницам — выступления музыкального кружка; наличие обширной библиотеки и пр.».

Спектакли в казенном театре горного собрания ставили артисты Благородного любительского театра Алтайского горного округа. Из мемуаров 1856-1857 года все того же Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского: «Многие из горных инженеров, постоянно принимая участие в любительских спектаклях, выработали из себя тонких, образованных артистов, между которыми в моей памяти остались горный инженер Самойлов, брат знаменитого актера Самойлова, а в драматических ролях молодой горный инженер Давидович-Нащинский».

Среди любителей-актеров Барнаула того времени: надворный советник, гласный городской думы Карпинский В.А.; Смирнова О.А.; жена коллежского советника, начальница Барнаульской 1-й Казенной женской гимназии Дингельштедт Е.П.; статский советник Давидович-Нащинский Н.И.; Рогожина М.Ф.; сын гиттенфервалтера, дворянин Оларовский П.Э.; Меньщикова И.Г.; Аносов А.П.; Басов М.А.; Абрамов К.А.; Кузнецов Г.С.; титулярный советник Пучеглазов Н.И.; Мушка Г.; Пучеглазов Е.П.; мещанский староста Облецов А.Е.; жена чиновника Вандакурова О.В.; Веселицкая Е.Н.; Кларк О.Д.; Ярославцева З.М. и другие.

Кроме того, по сохранившимся в Москве, в фондах Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина афишам театра горного собрания, можно установить, что выступали здесь с гастролями и заезжие труппы профессиональных актеров.

Так, например, в 1877 году здесь гастролировала Труппа драматических актеров П.Н. Новикова со спектаклем "Мария Стюарт - королева Шотландии". В 1880 году проездом состоялся бенефис Е.А. Соколова. В 1881 году Труппа драматических актеров представила бенефис А.Я. Воронцовой-Егоровой в спектакле "Гроза" Островского. В 1887 году продавались билеты на выступающий в Барнауле Томский драматический театр коммерции советника Е.И. Королева.

Среди «громких» афиш театра горного собрания того времени: «Ревизор» Гоголя (1877), «Гроза» Островского (1881), «Бесприданница» Островского (1882), «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1883), «Борис Годунов» Пушкина (1883).

-5
-6

Из этих же афиш театра мы узнаем и о его распорядке, расположении входов, о внутреннем интерьере.

Начало спектаклей чаще всего назначалось на 20-00 часов. Билеты можно было купить в магазине Н.И. Стебакова (быв. Редникова), в магазине А. Морозова, в гостинице Тихонова или в кассе театра. Афишу спектакля можно было купить за 5 копеек, за столько же можно было сдать верхнее платье на хранение в гардероб.

Барнаульский театр состоял из Ложи - бокового помещения в партере с мягкими креслами; из Партера в 10 рядов - зона перед сценой и на одном уровне с ней; из детских мест и Галереи в 4 ряда— самой дальней, возможно верхней, зоны театра.

Отдельный вход в Ложу осуществлялся со стороны дома Карпинского – справа от центрального входа, в Партер - с главного среднего подъезда, а в Галерею со стороны Окружного казначейства – слева от центрального входа.

Места в зале распределялись в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В первых рядах партера могли сидеть только высшие гражданские и военные чиновники, дворяне. За ними офицеры среднего звена, известные артисты, меценаты, банкиры. Галерея предназначалась простым зрителям: торговцам, ремесленникам, студентам. Опоздание на спектакль считалось крайне неприличным, однако зрителям, занимавшим Ложу, можно было приходить уже после начала сценического действия. Объяснялось это тем, что в ложах с отдельным входом зрители никому не мешают, уходя со своего места или занимая его позже положенного.

Во время пожара 31 января 1890 году здание Алтайского горного собрания значительно пострадало. Вот что пишет об этом "Сибирский вестник": «Алтайское общественное собрание представляло собою остаток прежнего барнаульского величия и прежней помпы, господствовавших здесь при старых горных порядках, когда иные здешние господа жили и веселились чуть ли не по-столичному, когда на казенный счет содержались оркестры музыки и строились разного рода увеселительные учреждения. Одного жаль… В сгоревшем здании имелся, между прочим, зал со сценою и со всею театральной обстановкою. Теперь и наши любители, и заезжие артисты принуждены будут искать себе новых приютов, и, конечно, ничего столь удобного уже не найдут». Однако к 1894-1895 годам помещение собрания было вновь восстановлено, правда, спектаклей там больше не ставили – театральная деятельность перекочевала во вновь построенный Народный дом. Окончательно здание Алтайского горного собрания было уничтожено огнем в пожаре 1917 года.

На фотографии 1870 года мы видим ту часть Барнаула, где располагался треугольник зданий: Ратуша (на фото ее уже нет – сгорела), Казначейство и Горное собрание-театр.

-7
Здание казначейства дожило до наших лет, правда расширившись по улице и поднявшись вверх, превратилось в двухэтажный детский сад по адресу Ползунова 38
Здание казначейства дожило до наших лет, правда расширившись по улице и поднявшись вверх, превратилось в двухэтажный детский сад по адресу Ползунова 38

А вот качественного изображения здания театра или Горного собрания не сохранилось. Постараемся рассмотреть его максимально подробно, насколько это возможно, ведь эту часть города можно увидеть только на панорамных снимка с горы, откуда это здание было на достаточном расстоянии.

1870 год
1870 год
Здесь здание, по всей видимости,уже слегка усовершенствовано и реконструировано
Здесь здание, по всей видимости,уже слегка усовершенствовано и реконструировано

Достаточно высокое здание. Судя по высоте тогда еще одноэтажного казначейства, театр в своей центральной части, где располагался зал, был в полтора–два раза выше, а значит и выше нынешнего здания по улице Ползунова 38. С обеих сторон от входа были расположены пристройки с печными трубами – по три трубы с каждой стороны. Вход в театр украшало, что-то наподобие четырех колон и сверху все это венчал высокий фронтон. На крыше были обустроены, по всей видимости, световые окна-люки для лучшего освещения зала. Световые люки были особенно популярны в конце XIX века, когда электричество ещё было мало доступным.

Здание Театра (белая стрелка) и Казначейства (красная стрелка) с видом от Иркутской улицы (ул. Пушкина), 1870 год.
Здание Театра (белая стрелка) и Казначейства (красная стрелка) с видом от Иркутской улицы (ул. Пушкина), 1870 год.
Казначейство (1), Горное собрание-театр (2), дом Карпинского (3)
Казначейство (1), Горное собрание-театр (2), дом Карпинского (3)
В качестве примера, фотография одного из провинциальных городских театров того времени, чтобы иметь представление, какого размера они были и как выглядели.
В качестве примера, фотография одного из провинциальных городских театров того времени, чтобы иметь представление, какого размера они были и как выглядели.
ПоделитьсяСохранить в закладках
ПоделитьсяСохранить в закладках

16 просмотров5 упоминаний