Когда одновременно многие верят в ценность товара и активно его покупают, стоимость может вырасти многократно. Но стоит покупателям усомниться в справедливости цен — и рынок обваливается. Таков жизненный цикл экономических пузырей. Первый такой пузырь надулся в Нидерландах в 1630-х и вошел в историю как тюльпаномания.
В 1636 году цены на луковицы тюльпанов внезапно начали расти и за полгода превысили многолетнее жалование простого горожанина. Спекулянты стали торговать контрактами на покупку цветов, которые еще даже не были посажены — своего рода фьючерсами. Цены контрактов активно росли до конца 1636 года, а в начале 1637-го обрушились в 20 раз — большинство покупателей разорилось. С чего началась тюльпаномания, почему закончилась и какими последствиями для голландской экономики обернулось тюльпановое помешательство — в новом выпуске.
Слушать выпуск: