Найти тему
Заметки о столице

Большая кольцевая линия: обзор

Дорогие читатели, рады приветствовать вас на нашем канале! Сегодня мы расскажем вам о Большой кольцевой линии московского метро.

Приятного чтения!

Большая кольцевая линия на схеме московского метро. Взято отсюда: ambilive.ru.
Большая кольцевая линия на схеме московского метро. Взято отсюда: ambilive.ru.

Большая кольцевая линия обозначена бирюзовым цветом и номером 11 (для основного движения) и номером 11А (для участка с вилочным движением). Самая длинная линия московского метрополитена, длина составляет 62,5 км, на линии находится 31 станция.

Трассировка Большой кольцевой линии на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Трассировка Большой кольцевой линии на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Ветку обслуживают два электродепо: "Замоскворецкое", расположенное вблизи станции Варшавская, и "Нижегородское", находящиеся вблизи одноимённой станции.

Электродепо "Замоскворецкое" с высоты. Фото отсюда: wiki2.org.
Электродепо "Замоскворецкое" с высоты. Фото отсюда: wiki2.org.

Что касается подвижного состава, то на линии курсируют только восьмивагонные поезда модели 81-775/776/777 "Москва 2020".

Поезд модели "Москва-2020" на станции Терехово. Фото с сайта: https://news.myseldon.com.
Поезд модели "Москва-2020" на станции Терехово. Фото с сайта: https://news.myseldon.com.

История

Идея о строительстве второй кольцевой линии метро в Москве появилась ещё в 1940-х годах. Изначально планы предусматривали строительство Малого кольца, тогда как нынешняя Кольцевая линия метро предполагалась как Большое (о чём свидетельствует надпись на одном из медальонов на путевой стене станции Курская).

Малая кольцевая линия должна была проходить под Бульварным кольцом. В 1950-х годах проект посчитали неперспективным и от него отказались.

Надпись на станции Курская. Фото отсюда: valberiz.ru.
Надпись на станции Курская. Фото отсюда: valberiz.ru.

В 1969 году на Горьковско-Замоскворецкой линии появилось вилочное движение — от станции Каширская до станции Каховская. Однако впоследствии из-за чрезмерной загруженности участок был преобразован в отдельную Каховскую линию. Именно она стала первым участком будущей Большой кольцевой линии.

Каховская линия на старой схеме метро. Взято отсюда: bangkokbook.ru.
Каховская линия на старой схеме метро. Взято отсюда: bangkokbook.ru.

В начале 1970-х годов появился планы о строительстве второго кольца. На перспективу намечалось строительство скоростных линий по хордовым направлениям, центральные участки которых образуют Большое кольцо.

Генеральная схема развития московского метрополитена до 1985 года. На схеме обозначена предполагаемая трассировка будущего Большого кольца. Взято отсюда: https://nashemetro.ru.
Генеральная схема развития московского метрополитена до 1985 года. На схеме обозначена предполагаемая трассировка будущего Большого кольца. Взято отсюда: https://nashemetro.ru.

Трассировка новой кольцевой линии предусматривалась через следующие станции: Каховская - Калужская - Проспект Вернадского - Лобачевская - Аминьевская - Кунцевская - Нижние Мневники - Мневники - Октябрьское Поле - Сокол - Владыкино - Ростокинская - Северянин - Белокаменная - Улица Подбельского - Измайловский Парк - Шоссе Энтузиастов - Кусково - Кузьминки - Люблино - Братиславская - Перерва - Каширская.

В состав линии должен был войти будущий участок Кировско-Фрунзенской линии от Черкизовской до Улицы Подбельского (нынешняя Бульвар Рокоссовского). Также были созданы заделы под пересадку на будущую станцию большого кольца на станциях Проспект Вернадского, Октябрьское Поле и Кузьминки.

Проект отложили на неопределённый срок. Вновь стали задумывать о строительстве линии только в 1980-х годах. Обсуждались различные альтернативные проекты и варианты трассировки нового кольца.

В 2006 году начальник московского метро Дмитрий Гаев ввел в употребление название "Третий пересадочный контур" (ТПК). Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась сама Кольцевая, а третий контур предполагалось создание второй кольцевой линии.

В 2000-х годах появился проект Ходынской линии, проходящей от станции Выставочная до станции Савёловская, с промежуточными станциями Полежаевская и Динамо. Именно эта линия задумывалась как первый участок нового кольца.

Проект Ходынской линии (первого участка БКЛ). Взят отсюда: emilia-spanish.ru.
Проект Ходынской линии (первого участка БКЛ). Взят отсюда: emilia-spanish.ru.

4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития столичного метрополитена на срок до 2020 года. Она предусматривала строительство в 2012-2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая ТПК. Текущая трассировка линии была утверждена тогда же. Она отличалась от первоначальных проектов: на севере линию было решено строить ближе к центру, чтобы избежать в дальнейшем дублирования её МЦК, поэтому существовавший участок Сокольнической линии Черкизовская - Улица Подбельского не был включён в состав линии.

По планам 2014 года линия планировалась в виде кольца с ответвлениями в сторону Делового центра и Некрасовки. Тогда же за ней окончательно закрепилось название "Большая кольцевая".

Проект будущей Большой Кольцевой линии с проектными названиями станций. Взято отсюда: catalog-skidki.ru.
Проект будущей Большой Кольцевой линии с проектными названиями станций. Взято отсюда: catalog-skidki.ru.

Первый участок новой кольцевой от Петровского парка до Делового центра протяжённостью 10,5 километра с пятью станциями был открыт 26 февраля 2018 года. 30 декабря БКЛ получила продление до Савёловской. В 2018-2020 годах отрезок БКЛ от Шелепихи до Савеловской эксплуатировался совместно с Солнцевской линией метро.

Строительство станции ЦСКА. Фото с сайта: skyscrapercity.com.
Строительство станции ЦСКА. Фото с сайта: skyscrapercity.com.

27 марта 2020 года был открыт восточный участок БКЛ протяженностью около 8 км, насчитывавший три станции: Нижегородская, Авиамоторная и Лефортово. 31 декабря была открыта ещё одна станция БКЛ — Электрозаводская. До 16 февраля 2023 года включительно станции БКЛ от Нижегородской до Электрозаводской эксплуатировались в составе Некрасовской линии, после чего были переведены в состав большого кольца.

Строительство станции Нижегородская. Фото: commons.wikimedia.org.
Строительство станции Нижегородская. Фото: commons.wikimedia.org.

1 апреля 2021 года для пассажиров был открыт новый, западный участок БКЛ протяженностью около 4,5 км, со станциями Народное Ополчение и Мнёвники. 7 декабря того же года в пассажирскую эксплуатацию был введен фрагмент большого кольца протяженностью около 20 км, куда вошли сразу три отрезка: западный, юго-западный и южный. Было открыто 10 новых станций: Терехово, Кунцевская, Давыдково, Аминьевская, Мичуринский проспект, Проспект Вернадского, Новаторская, Воронцовская, Зюзино и Каховская.

Открытие станции Новаторская. Фото: https://msknovosti.ru.
Открытие станции Новаторская. Фото: https://msknovosti.ru.

Полностью Большая кольцевая линия была открыта 1 марта 2023 года (построены северный, юго-восточный и южный участки линии). Было запущено движение на 9 станциях: Марьина Роща, Рижская, Сокольники, Текстильщики, Печатники, Нагатинский Затон, Кленовый бульвар, Каширская и Варшавская.

Отделка станции Сокольники. Фото: https://msknovosti.ru.
Отделка станции Сокольники. Фото: https://msknovosti.ru.

Из подвижного состава ранее на линии курсировали такие модели поездов, как: 81-760/761, 760А/761A/763A "Ока", 81-765.4/766.4/767.4 "Москва 2019", 81-765/766/767 и 81-765.3/766.3/767.3 "Москва". С 2023 года на линии ходят только поезда 81-775/776/777 "Москва-2020".

Поезд 760А/761A/763A "Ока" ("баклажан") на станции Савёловская. Источник фото: https://bangkokbook.ru.
Поезд 760А/761A/763A "Ока" ("баклажан") на станции Савёловская. Источник фото: https://bangkokbook.ru.

В скором времени на станциях Электрозаводская и Авиамоторная откроются подземные переходы на соответствующие станции радиальных линий.

Что касается дальнейших перспектив развития линии, в будущем на ней появится ряд пересадок на новые станции строящихся линий столичного метро:

1. со станции Новаторская на станцию Новаторская Троицкой линии (2024 год);

2. со станции Народное Ополчение на станцию Народное Ополчение Рублёво-Архангельской линии (2026-2027 год);

3. со станции Кленовый бульвар на станцию Кленовый бульвар Бирюлёвской линии (2025-2026 год).

Кроме того, участок линии от станции Шелепиха до станции Деловой Центр в будущем перейдёт Рублёво-Архангельской линии. Открытие первого участка линии планируется в 2027 году.

Проект будущей Рублёво-Архангельской линии. Источник: triptonkosti.ru.
Проект будущей Рублёво-Архангельской линии. Источник: triptonkosti.ru.

Также для обслуживания Большой Кольцевой линии планируется открыть ещё одно электродепо — "Аминьевское". Депо будет располагаться в Можайском районе ЗАО: западнее улицы Генерала Дорохова и юго-западнее Верейской улицы, на территории бывшего ЗАО «Механизация МСМ-1», снесённого в 2020 году. Однопутный портал будет вести в перегон между станциями Давыдково и Аминьевская, по направлению движения в сторону последней. Открытие депо запланировано на декабрь 2023 года.

Интересные факты

1. Большая кольцевая линия московского метро является самой протяжённой кольцевой линией в мире. Интересно и то, что первый участок БКЛ — Каховская линия, была самой короткой линией московского метро (длина составляла 3,3 км), а теперь она является частью самой длинной линии

2. На станции Марьина Роща БКЛ находится самый длинный эскалатор в столичном метро, его длина составляет 130 метров

Эскалатор на станции Марьина Роща БКЛ. Фото с сайта: polymerh.ru.
Эскалатор на станции Марьина Роща БКЛ. Фото с сайта: polymerh.ru.

3. Станция Савёловская БКЛ стала первой станцией московского метро с необлицованными путевыми стены — на них оставлены только строительные чугунные тюбинги, которыми крепят стены тоннеля. Позже также были оформлены станции Марьина Роща и Рижская

Станция Савёловская БКЛ. Фото: stranabolgariya.ru.
Станция Савёловская БКЛ. Фото: stranabolgariya.ru.

4. Необычное название носит одна из станций Большой кольцевой линии — станция Народное Ополчение. Рядом со станцией расположена улица Народного Ополчения, станции метро логично было бы дать такое же название (например, как станция Улица Академика Янгеля), но название решили сократить и выбрали менее привычную словесную конструкцию

Впрочем, один раз подобный способ наименования в Москве уже применялся. Станция Алексеевская Калужско-Рижской линии в 1958-1966 годах носила название Мир, полученное от проходящего рядом проспекта Мира

Станция Народное Ополчение БКЛ. Фото: https://bangkokbook.ru.
Станция Народное Ополчение БКЛ. Фото: https://bangkokbook.ru.

5. БКЛ — одна из двух линий московского метро с вилочным движением (вторая — Филёвская). Вилочное движение поездов осуществляется от станции Хорошёвская до станции Деловой центр. В будущем станции Деловой центр и Шелепиха отойдут строящейся Рублёво-Архангельской линии

6. Находящаяся на БКЛ станция Нижегородская обладает самой широкой платформой в столичном метро — 58 м. Также, Нижегородская — единственная четырёхпутная и пятипролётная станция Московского метро

Станция Нижегородская. Фото: https://bluesmaker.livejournal.com.
Станция Нижегородская. Фото: https://bluesmaker.livejournal.com.

7. Самое большое панно в московском метрополитене расположено на станции "Электрозаводская": его длина — 163 метра, высота — 7 метров

Панно на станции Электрозаводская БКЛ. Фото: bangkokbook.ru.
Панно на станции Электрозаводская БКЛ. Фото: bangkokbook.ru.

8. На линии построено больше всего станций с береговыми платформами — 7 (Текстильщики, Печатники, Нагатинский Затон, Кленовый бульвар, Давыдково, Кунцевская и Терехово). Это объясняется применением тоннелепроходческих щитов и необходимостью возводить новые станции в условиях сложившейся плотной городской застройки

Станция с береговыми платформами Нагатинский Затон. Фото: moskva.bezformata.com.
Станция с береговыми платформами Нагатинский Затон. Фото: moskva.bezformata.com.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что прочитали до конца! Будем признательны за подписку, лайк и комментарию. Оставайтесь с нами, впереди много интересного. Удачи и пока!