Довольно много традиций, которые охватывают всю Африку. Целители не исключение, поэтому они есть в каждом уголке этого материка. Способствует этому вера в духов, а если точнее, то вера в предков. Травы в качестве лечения, вхождение в транс и старинные обряды прилагаются. Правда от такого лечения вреда больше, чем пользы. Но и польза есть, хотя я не знаю, насколько это можно так называть. Да и вера в подобное остается не от хорошей жизни. Давайте поговорим сегодня о целительстве в Африке.
Перво-наперво, стоит объяснить, что из себя представляет современная вера народов Африки. Говорить за всех поголовно я не могу, да и права не имею. Однако, это очень близко к тому, что и у нас встречается повсеместно. Вполне себе верующие (в меру) люди, которые причисляют себя к христианам, могут поставить молоко для домового. Вот примерно так же, только в разы хуже, выглядит вера в Африке. Дело в том, что большинство народов, еще до прихода христианства, верили в верховного бога. Ну, как бы да, это не был монотеизм в чистом виде, тем не менее Бог отлично вписался в местную веру. Так вот по большому счету, верования местных народов, вообще никак не поменялись.
Но тут тоже, докапываться до этих моментов, глупо. Потому что большинство христиан, не только молоко домовому ставят, а и в других бесов верили, верят и будут верить. Ничего с этим не сделаешь. Это при том, что никакие лешие, домовые и водяные не задумывались и не придумывались Богом, одно другому противоречит. Тем не менее это есть и бороться с этим невозможно.
Потому что в отличие от такого сакрального понятия, что такое Бог, дух более понятное. Вот я живу, тут мой одиноко стоящий дом у леса, а дух живет в лесу, ветки ломает, медведей приманивает, чтобы меня отсюда выселить, ирод. Я вот ему хлеба дам и хорошо будет. Кто этот дух, зачем ему это надо, какое отношение он имеет к Богу, это слишком ненужные вопросы, которыми большинство предпочитает не задаваться. Да и какая разница, кто он такой, если хлеб сработал и мне больше ничего не мешает? Одно дело на словах рассказывать о чужой вере, другое дело представлять или жить в чужой культуре. Где вера в духов настолько сильна, что это уже не совсем вера, а уверенность.
Вот если очень грубо выразится, то все что окружает людей было создано богом, который сейчас практически не вмешивается в жизнь. Этот бог у разных народов носит разное название, разную функцию, создает мир, иногда является первым предком. Но вся магия, это уже не к богу, а к предкам. Боги там для себя творят магию, мы живем в их магии. А предки это вот лекари, знахари, гадатели, предсказатели, шаманы в пятом колене и все тому подобное. Сегодня речь о последних, но одного без другого не существует.
Целители делятся на тех, кто лечит, непосредственно, как медик, только такой, древний медик, и на тех, кто предсказывает или гадает. Раньше это было существенное отличие. И то, и другое было направлено на исцеление. Потому что болезни, в традиционном понимании народов Африки, это либо намек предка, что ты где-то косячишь, либо ты взаимодействовал или был причастен к какой-то нечистоте (злу), либо колдун тебя проклял, потому что ты в прошлом году редиской не поделился. И все это требует разного лечения одной и той же болячки. Поэтому гадали, чтобы понять откуда беда пришла и как с ней бороться, а потом уже травы или бульоны варили. Сейчас эта разница практически стерлась и один целитель занимается тем и другим в большинстве случаев.
Тут хочу сделать параллель с теми целителями, которых, наверняка вы встречали или что-то слышали о них. Вот эти водящие руками люди, заявляющие о чудотворениях исцеления. Вот разница таких целителей и африканских просто колоссальная. Во-первых, потому что попав к такому целителю вы никогда не поймете, что он делает. Для вас это странная ботва, но попав к африканскому целителю, вы тоже мало что поймете. Но если взять нескольких, то плюс-минус, африканские целители делают одно и то же. Там есть система, это культурный слой и практики, которые применялись предками. Люди верят в это, потому что у кого-то нет альтернативы, кто-то опирается на то, что тысячу лет уже эти целители тусуются в каждом селе поштучно, и всегда помогали, да и сама суть этой целительской деятельности, в Африке это, опять же, пласт местных верований. У нас это что-то непонятное. Во-вторых, наши отечественные целители, это вообще что-то невероятное. Как уже было сказано, в традиционных африканских верованиях, болезнь не есть что-то естественное. Это не последствия ваших действий или случайность, это именно магия, которую насылает предок, дух или колдун. Основная задача целителя выяснить кто вам так набедокурил и дать травы или продукт животного происхождения, чтобы минимизировать нанесенный ущерб. То есть, там болезнь не расценивается как что-то, что необходимо просто вылечить. Целитель в этом вопросе позиционируется как посредник. Наши отечественные шарлатаны отлично понимают, что болезнь может быть нажитая, врожденная, а может быть случайная. Но толку от этого понимания немного, потому что нет никакой общей структуры, нет столпов у этой «магии», не обязательно быть христианином, язычником, или верить в какую-то другую божественную силу. Достаточно верить в то, что этот целитель поможет. Это же вообще не имеет никакого смысла.
Понимаете, и то, и другое опасные вещи. Но в случае с африканскими целителями, вопрос исключительно веры местного населения. Не в целителя, а в предков, в духов, которые находятся на таком уровне, где ты с молоком матери впитываешь эту веру. А у нас просто некие беды с башкой происходят, что человек в отчаянном положении идет непонятно куда, непонятно к кому, чтобы какой-то особенный Василий вылечил тебе геморрой. И это ужасно, потому что наносит и физический, и ментальный вред. Здесь даже не вопрос того, что этот Василий наживается на чьем-то горе, он может быть искренне верит в свое целительство. Только как его вера должна помогать, если вы никакого отношения к ней не имеете? Люди не задавая никаких вопросов просто идут, потому что ну, если говорит, а вдруг поможет. То есть мы предполагаем, что в какой-то момент жизни, если это поможет или нам так покажется, то мы сменим вектор своей веры и разделим веру Василия? Допустим, но опять же, почему бы загодя не почитать о том, как собирается целительствовать Василий? Например, он христианский чудотворец, который метит на место святого, или он использует силы дьявольские для исцеления отдавая по частям душу, или он вообще целитель по скандинавским мотивам. И стоя в очереди к врачу почитать о том, входили ли такие практики в скандинавскую веру, может быть уточнить у Василия в какую церковь он ходит. Хоть, каким-то вопросом задаться, прежде чем тратить время и свои последние копейки на этот поход.
Целительство тоже бывает разное. Независимо от того, что ни одно не является рабочим, это все же отвечает вопросам морального спокойствия, нежели физической помощи. А нерабочее оно потому, что определить на глаз, что у вас там в организме происходит, не может ни один человек. Даже если бы при каких-то невероятных стечениях он обладал бы даром понимать, что у вас болит. Потому что боли в желудке вовсе не означают, что проблема в желудке. Может быть проблема в питании, может быть в сердце, может быть в зубах, а может быть вообще в голове. Или бабушка с болями в колене, это могут быть уже проблемы с суставами, сильные или не очень изменения, проблема с костями, ударилась, упала, давно было, заболело не сразу. Мне лично, сколько бы мною было не просмотрено сеансов у целителей (естественно я туда не пойду, свои кровные тратить, поучусь на ошибках других и вам расскажу), не удалось углядеть того, чтобы пришедшая с болью в коленке, получала лечение кости бедра, потому что у нее там сустав потик. Нет, лечим коленку, где болит, там и лечим.
В древнем мире это было вполне оправдано. У человека того времени не было возможности понимать, что боль в коленке, это еще не значит, что лечить надо коленку. Но, повторюсь, отечественные целители не отрицают у вас наличие болячки, они вам еще вдогонку насыплют на эту коленку того, что там никогда не было. И да, конечно, каждый из нас может придумать, что если мы не будем обращать внимание, то болячка испарится. Рано или поздно мы умрем от нее, но если думать до конца, что все хорошо, для нас так и будет. Но это не магия. И у целителей, так же как у нас с таким методом, нет никаких столпов, которые поддерживают эту магию. И в случае с африканцами, где роль столпа играют предки, болячку тоже нельзя вылечить, можно залечить. Травы так работают. Они могут снять симптом, но вылечить проблему, это совершенно другое. И для древнего человека – это уже было не мало, но в современном обществе, люди об этом не задумываются. Не задумываются о действии трав, о том, что нужно искать корень проблемы, а не просто снимать боль. И уж тем более, никто не задумывается, что целительство, гадательство, экстрасенсорика, таро и другая магия, должны иметь под собой куда больше чем просто вера в шарлатана. Поэтому целительство тема нерабочая.
Однако, вернемся в Африку. Вся суть в том, что болезный приходит к целителю, тот взывает к духам предков болезного, называя их поименно (предварительно уточняет имена у болезного или его родственника) и затем бросает кости. Зависимо от запроса разными будут и кости. Потому что к таким целителям ходят не только болезные, а вообще с любой проблемой. Украли, убили, поранили, сам поранился, живот болит, тошнота, беременность, желанная или нет, и все в этом духе. Брошенные кости контролируют духи, которые выбрасывают их так, чтобы целитель мог понять. И основной, первоначальный вопрос, сможет ли целитель помочь этому бедолаге, задается как раз на таких костях.
Если духи дают добро на помощь, то уже дальше происходит общение, как лучше помочь болезному. Иногда это гиперсложные мероприятия, вроде сбора определенной травы-муравы на вершине горы, где купаются зайцы, после захода солнца, до восхода луны, пятого календарного дня после праздников. А иногда целитель просто достает собранную траву из загашника.
В такие традиционные методы лечения входит купание в травах, чтобы очистить тело от злобных духов, или вызывание рвоты, тоже, чтобы очистить тело от духа. Вдыхание трав через нос в виде растертых или заваренных (наш метод подышать над картошкой). Клизма, куда без этого. Ну, или, если это какое-то ранение, то прикладывание трав соответственно.
Подобные методы, как видите, не совсем то, что можно назвать лечением. Это скорее именно исцеление, то есть духовная часть. Потому что травы тут не такие, что если у вас болит голова, вот вам волшебная трава от головы. Эти травы могут быть противны духам, способствуют их изгнанию, или помогают в борьбе с колдовством. Например, часто используют животный жир, вроде того, что лев сильный? Да. Значит мы будем хавать его жир, и он будет помогать нам бороться с колдовством колдуна.
Тем не менее некоторые травы на самом деле обладают особыми свойствами, и используются в медицине. Опять же, сама трава не является панацеей ее дополняют другими компонентами. К тому же некоторые целители используют помимо трав и какие-то лекарственные препараты, что уже неплохо. С другой стороны, не стоит заблуждаться, вреда от такого лечения достаточно. Клизма, которую делают в странных количествах, использование одноразовых предметов для всех пациентов, антисанитарные условия, полный фарш в общем. Прийти к такому целителю, можно и без здоровья уйти.
Но несмотря на все вышеописанное, попадаются в этой среде и шарлатаны. Казалось бы, это как и почему? А вот сейчас и расскажу. Дело в том, что нельзя просто захотеть и стать целителем. Это так не работает. Потому что основная задача целителя, это общение с предками, то есть обладание возможностью слышать предков.
Это не совсем уникальная способность человека, скорее уникальная способность, которую дарят сильные предки или типа того. То есть не человек особенный, а его выделили предки. Особенных от рождения не бывает, вы сами выбираете кем стать и куда двигаться. Но вам во всем помогают ваши предки, и если предки сильны, то они дают вам болячку (зачатки шизофрении или иных психических отклонений). И вот если вы пойдете в помощь, то духи дадут вам дар и излечат болезнь (на самом деле нет, просто припадок будут трактовать, как одержимость духом, транс или общение с предком).
Но если вы в такой ситуации решились идти в помощь людям, тут тоже нельзя сесть и шаманить. Сначала проходится обучение и уже «квалифицированный» специалист допускается к людям и помогает им. Обучают естественно опытные целители, учат общению с духами, трактованию снов, разгадыванию комбинаций на костях, где и какая трава растет. Условия обучения по длительности разные, кто как учится, ну, а по окончании обучения деревня закатывает пирушку, потому что у них теперь есть персональный человек, который общается с духами. И плата за это посильная, кто где устроился. Так вот шарлатаны никакого обучения не проходят. Деньги берут огромные. Лечат еще более странными методами на грани насильственных действий, которые прикрывают ритуалами.
Вся проблема в том, что если убрать кустарные методы лечения, а оставить только структуру, то мы имеем вполне неплохое сообщество, которое едва ли будет вредить населению. Понимаете, 4000 лет назад, у людей не было альтернативы шаману. Конечно и тогда были свои медики, но разница между тем медиком и шаманом тех далеких годов, значительна с исторической точки зрения, но никак не с практической. Медики располагались при храмах богов или богинь, лечили население по таким же методам, что все это приносят предки, боги наказывают и все в этом духе. Не было варианта обратиться к другому, не такому, специалисту. Не было варианта у самих шаманов наладить какую-то систему, чтобы минимизировать вред населению, обзавестись санитарными условиями. И если медицина, развивала свое искусства, направленное на лечение человека все эти 4000 лет, то шаманизм ничего этого не делал. Более того, раньше он приносил куда больше пользы, давая человеку огромную моральную поддержку.
И здесь уже тонкая грань веры, пропала, это не вера, а уверенность, что подобные практики, помогая тогда, помогут и сейчас. Не сделать лучше, как-то развиться, как-то в обе сферы подучиться, а сохранить как было. Но только с этим тоже беда. Потому что с годами, предки из тех, кто был помощником, превратились в каких-то манипуляторов. Если в далекие времена, болезнь могли наслать потому, что пытаются тебя уберечь, то сейчас, ты получаешь плюху в лобешник, потому что делаешь не так, как хотят предки. И чтобы полечиться, ты должен сделать так, как они скажут. Уже всем до лампочки, как оно там на самом деле было. Получается деградация, и вместо вполне неплохой душевной помощи, когда вам дадут понюхать успокаивающих трав вроде местной лаванды, расскажут, что вы не один, что за вами куча народа, которая вас любит, ценит и верит в вас, делают совершенно странные, вредящие вещи.
И это никак не помогает населению, ни в образовательных целях, потому что если мы придем с вами к врачу, то можем уточнить что это такое, почему надо пить вот это, и чем чревато, если я этого делать не буду. То есть, какой-то образовательный момент присутствует. Там же человек, не шаман, просто получает странное лечение которое угодно предкам. И это огромная проблема. Потому что современная Африка (не вся, конечно, но огромный процент населения), являет собою довольно странную вещь, где ничего не способствует тому, чтобы человек как-либо выбирался или реализовывался, опираясь на себя и свои силы. Ведь это потрясающий посыл, что там что-то есть, есть загробный мир, есть бог, есть предки, наши прабабушки и прадедушки, которые нас уже успели покинуть, все они нам помогают, но их помощь в отрыве от тебя бесполезна, ты сам создаешь и строишь свою жизнь и ни один предок, ни один бог, ни один дух, не способны принимать за тебя решение. Ты косячишь – ты будешь отвечать, если не косячишь – получишь бонус в загробном мире. И это исключительно твое решение, к которому никто не имеет право тебя склонять. Не будет никакой магии, которая будет управлять твоим телом, потому что это вредит природе вещей. Не можешь ты выпить любовное зелье и влюбиться, потому что ничего не способно владеть тобою, кроме тебя. Но даже в момент, когда ты совершил ошибку, скажем, прогулял время посадки урожая и опомнился уже, когда все его собирали. Предки не станут помогать просто так. Только когда ты бросишь гулять, пойдешь по соседям просить еду, и искренне будешь раскаиваться, что ты такой дурной, прошляпил все на свете. Они попросят других предков, чтобы с тобой кто-то поделился урожаем. Но опять же, если в следующем году ты его не вернешь, то ты конечно шлепанец и предки тебе больше помогать никогда не будут, как и твой сосед.
И этот посыл был, на минуточку, в древнем обществе, которое 4000 лет назад кушало корешки из глиняной посуды и лечилось травами, собранными в горах, в ужасающих условиях. То есть тогда люди брали ответственность за себя, свои поступки и свою жизнь, филигранно разделяя веру в бога и собственные хорошие или плохие поступки, а сегодня это уже не актуально. Потому что куда лучше спихнуть ответственность и ждать манны небесной, которая дарует тебе богатство и закроет дырку в душе тоненьким покрывалом, красиво развивающимся от сквозняка внутри. Потому что мы залечили свою депрессию лавандовым настоем, любовь выбрали по заветам бабы Гали, которая сказала, что этот шлепанец/сандалька нам не по судьбе. И вот мы полные «счастья» живем с тем, кто по судьбе, спуская все деньги на настой лаванды, потому что это бедное покрывало, уже никак не справляется даже прикрывать эту гигантскую дырень, размером с многоэтажный дом. Ведь брать на себя ответственность это так сложно, куда легче звучит такой обалденный план.
Просто поймите, что дело даже не в том, есть ли на свете эта манна небесная. Мы начинаем всегда не с того вопроса. А в том, что нет в мире ничего, что давалось бы просто так. Вот вы нашли на улице деньги, они вам лично достались просто так. Но проблема в том, что кто-то этих денег лишился, последние ли они были, или просто очередная купюра, в данный момент это не имеет значения. Сама суть, что все работает по такому принципу, поэтому если вам лично что-то досталось просто так, то кто-то в чем-то потерял. И страшна здесь не потеря купюры, а время, потраченное кем-то на ее заработок. И вы тоже его тратите, свое время на заработок таких купюр, чтобы потом отнести их человеку, который ничего ровным счетом в жизни не сделал, чтобы отработать эту купюру.
Мы не можем всего знать и уровень жизни хорош тем, что часть своей ответственности мы можем на кого-то скинуть. Не полностью, но частично. Например, врач, который отучился десять лет, и мы к нему придем. Мы скидываем с себя ответственность за лечение в этот момент на врача. Он отучился и может помочь. Да, для этого надо будет выложить средства или побегать по больницам, возможно, поругаться и поменять врача. Но вылечит так или иначе, разберется в проблеме и поможет. Но что мы скидываем, когда идем к целителю? Ответственность? Нет, потому что, врач, который отучился и пошел работать в больницу, берет на себя ответственность за пациента и свою работу. А за что берет ответственность целитель? Он за себя ее не в состоянии взять, а мы к нему идем, что бы свою спихнуть?
Это первый вопрос, который стоило бы себе задать перед посещением любого шарлатана. Но есть еще куча вопросов. Во что верит его магия? Какие действия нужны для того, чтобы его помощь работала? Как он лечит? Он выявляет корень проблемы или просто снимает боль? Есть ли болячки у самого целителя? Прошел ли он медицинскую комиссию, потому что наличия болячек он не отрицает и у него должен быть, как и у любого врача или другого человека, оказывающего такие услуги, хотя бы подтверждение, что он не болеет какими-то болячками, которые вы там можете подцепить. Это же домашние условия, где осторожность? Что насчет того, что у любого мед сотрудника есть образование, даже у медсестры. У него тоже должно быть хотя бы базовое, чтобы знать, где находится печень и другие органы. Оно должно быть, иначе как он может излечивать? Допустим есть дар, он работает. Бог послал ему такую замечательную фишку, как исцелять людей прикосновениям к пораженному болезнью органу. Каким образом он может знать, в чем у вас проблема, если рентгеновского зрения Бог в придачу не завернул? Ну, и наконец, за что мы собственно отдаем средства? Это основной вопрос, как ни странно. Потому, что если мы платим этому шарлатану за исцеление, то пакет вышеперечисленных документов и вопросов быть обязан, ибо это услуга медицинского характера. А вот если мы платим, как за божественное исцеление, то оплата должна идти Богу, а не этому чудику, и никакого прайса тут быть не может. Этот прайс должен выглядеть из разряда, чем сильнее болячка, тем больше будет ваша посильная сумма. И это важно, что сумма должна быть посильной. Ибо никто не должен отдавать богу последний кусок хлеба, а вот поделить этот кусок пополам, другой вопрос. Но прайс у этих целителей вполне себе однозначный, и сумма может только расти, и никто не будет лезть вам в карман с вопросом вашей заработной платы, да и в богов или Бога верить не заставляют. Значит все же услуга медицинская, но соответствующих документов нет. Получается, что так, что так, шарлатаны.
Что же касается Африки, то там скорее второй вопрос. Ты не можешь прийти к целителю, чтобы он тебя полечил и не верить в предков. Ты можешь, как турист пообщаться с таким вот шаманом. Он может показать тебе как колдует, рассказать что-то, но лечить тебя не получится, даже если захочешь. Потому что твои предки никакого отношения к африканским предкам, в понятии местных жителей не имеют. Да и ты только пришел и за две минуты уверовал в предков? Нет, так нельзя. Оплата таких целителей тоже вполне скромная и по карману местному населению. Скорее, такой целитель живет за средства деревни и обеспечивает ее лечение, как в древние времена. И это тоже не работает, но у местных банально не всегда есть возможность сменить целителя на врача. Некоторые и туда, и туда ходят. Но, даже у нас есть места, где, чтобы попасть в больницу, надо триста лет на коне по медвежьему гуано добираться, и не у каждой хромой и больной сельской бабки есть такая возможность. В Африке таких куда больше. Спасибо за внимание! Берегите себя и никогда не попадайтесь в сети шарлатанов.