А зовут пассажирку Светлана Алексиевич. Во время белорусских протестов в 2020 году она была вице-президентом так называемого Координационного совета. А когда порядок в этой стране был восстановлен, уехала в Германию. И оттуда на днях дала интервью одному из оппозиционных каналов.
Светлана Александровна в полном расстройстве чувств! Оказывается, в благословенной Германии водится, по её собственному выражению, такая хтонь ( подземное существо, олицетворяющее зло), как этот водитель такси. Он поддержал Путина и выразил надежду: тот покажет Америке её настоящее место в мире. И это место не первое...
А до этой поездки в такси Светлана Александровна наивно полагала, что эти злобные подземные сущности - чисто российское явление. Ан, нет! С ними и в Берлине можно лоб в лоб столкнуться!
Беседа Нобелевского лауреата с журналистом Виталием Дымарским особой интеллектуальной глубиной не отличалась, а проходила в стиле " а вот был ещё такой случай..."
Так Светлана Александровна вдруг вспомнила своё детство в украинском селе в Винницкой области. И поведала слушателям, как её бабушка-украинка ненавидела всех москалей. И своего зятя, отца будущей лауреатки, тоже не жаловала. Хотя он был чистокровным белорусом. Но бабушка всё равно считала его " москалём".
Наверное поэтому отец Светланы Александровны и поспешил покинуть житницу СССР Украину и переехать в родную Белоруссию.
Неожиданно в разговоре было упомянуто и имя Феликса Дзержинского. Светлана Александровна посетовала на то, что дальше сноса памятника "пламенному революционеру" дело в России всё-таки не зашло.
Вероятно,она имела в виду то обстоятельство, что в Российской Федерации так и не случилось большой заварухи по типу украинского майдана или белорусских протестов. И вообще, по мнению писательницы, в российском обществе всё ещё уважают Сталина, потому что в нашем культурном коде - культ насилия. Так это или нет - судить не берусь. Но то, что в последнее время об этом талдычат многие вражьи голоса - факт. Видимо, работают по одной методичке.
Что же касается Дзержинского, то приведу отрывок из эссе молодой журналистки Алексиевич, опубликованного в журнале " Неман" в 1977 году. Текст вышел под заголовком " Меч и пламя революции".
" Ловлю себя на мысли, что мне всё время хочется цитировать самого Дзержинского. Его дневники. Его письма. И делаю это не из желания каким-либо образом облегчить свою журналистскую задачу, а из-за влюблённости в его личность, в слово, им сказанное, в мысль, им прочувствованную..."
Автору этих строк - 29 лет. И наверное, не стоит винить молодую журналистку в конъюнктурности. В конце концов, девушка была амбициозна и небесталанна и хотела более быстрого продвижения в литературной карьере. Надо сказать, что это ей удалось.
Понятно, что Нобелевская премия белорусскому автору- это, во-первых, политическое решение Нобелевского комитета, во-вторых, аванс ( 953 тысячи долларов) самому автору, в-третьих, скрытая и тонкая его вербовка.
Во время интервью Светлана Александровна несколько раз повторила:
" Я не политик! Я художник!"
Но если ты только художник, зачем соглашаться на должность вице-президента Координационного совета во время беспорядков в Белоруссии!? Да настолько всерьёз засветиться там, что позже для беседы тебя вызовут в белорусское КГБ! Впрочем, и сейчас, живя в Германии, писательница пользуется любой возможностью заявить о своём несогласии с "тоталитарными режимами" Путина и Лукашенко.
По мнению Алексиевич, одной из причин, почему Белоруссия оказалась, по её собственному выражению, "так пристёгнута к России",было то, что во время Великой Отечественной войны погиб каждый четвёртый житель республики. И чтобы восполнить эти чудовищные людские потери, в Белоруссию были направлены инженеры, врачи, учителя, управленцы из российских областей. Алексиевич считает, что это и объясняет такой большой процент "не чисто белорусского населения".
И здесь Светлана Алексиевич, говоря о разбавлении коренного населения русскими, вступает на очень зыбкую почву. Дело в том, что эту же тему педалировал в своё время кандидат в белорусские президенты на выборах 1994г., антисоветчик и националист Зенон Позняк.
Но пан Позняк, обитающий ныне в Варшаве, испытывал неприязнь не только к Советской власти.
Вот что он пишет о малой родине -посёлке Субботники, Ивьевского района, Гродненской области.
" Всё было своё - куда ни пойдёшь, встретишь своих людей. Молодёжь тогда не уезжала в города, посёлок был переполнен, было своё окружение, свои традиции. Чужих не было. Чужие появились позже. Это были люди с Востока. И они были совсем другие..."
Кто эти люди с Востока - понятно. Это русские инженеры, учителя, врачи, которые помогали восстанавливать Белоруссию из руин и пепла.
К счастью, белорусский народ в 1994 году оказался достаточно мудр, чтобы не выбрать Зенона Позняка в лидеры нации.
Победил Александр Лукашенко.
И это при том, что за Зенона Позняка агитировал очень уважаемый человек как в бывшем Советском Союзе, так и в Белоруссии. Это писатель Василь Быков. И Василь Владимирович нещадно критиковал Батьку.
Вот что писал он о Лукашенко:
"Наглый, прагматичный директор совхоза, идеи которого просты, как мычание коровы..."
После того, как Лукашенко был выбран на президентский пост, Василь Быков эмигрировал сначала в Финляндию, потом в Чехию, а затем в Германию. Вернулся на родину, лишь узнав о своём неутешительном диагнозе.
Лукашенко на похороны писателя не приехал, так как был в отъезде, но прислал венок.
Почему я так подробно останавливаюсь на политических взглядах Василя Быкова? - Потому что именно его Светлана Алексиевич считает своим Учителем. Правда, при этом она более сдержанна в оценках деятельности белорусского президента. Видимо, ещё надеется вернуться на родину, а не только упокоиться в её земле.
А вот в оценках российского Президента Светлана Александровна не сдерживается.
И признаться, настолько меня озадачила, что пришлось прослушать интервью повторно. Чтобы докопаться до истины...
" Чтобы стать лидером, надо много знать! - с важным видом сообщила Алексиевич зрителям.- А Путин даже не владеет компьютером, а способен только щёлкать пультом телевизора..."
( ? ? ?)
Недоразумение прояснила подпись к видео. Там значилась фамилия - ГОРБАЧЁВ, хотя в интервью Михаил Сергеевич даже не упоминался. То есть Светлана Александровна перепутала двух наших президентов -Горбачёва и Путина, а интервьюер по какой-то причине её не поправил.
Светлане Алексиевич - 75 лет. И в её возрасте простительно исказить фамилию знаменитой прогульщицы уроков и защитницы природы Греты Тунберг: нобелевская лауреатка назвала её Тутенберг.
Но перепутать Горбачёва с Путиным - это уж совсем тревожный, можно сказать, грозный симптом.
Не везёт белорусскому народу с оппозицией!
Вопреки всем потугам Запада взрастить её, поливая щедрым долларовым дождиком, ростки выглядят как-то неубедительно.