Найти тему
ПоУшиВКино

10 ноября – день чёрно-белого фильма. Экскурс в путешествие чёрно-белого кино и его соседство с цветным

Чёрно-белый кинематограф – это не просто ненасыщенная цветными оттенками картинка. Это настоящее искусство света, тени, линий и форм. 2021 год в истории кинематографа, например, запомнился тем, что на экраны вышло довольно много чёрно-белых фильмов (в эпоху, когда картинка просто перенасыщена цветом): “Белфаст” (Belfast), “Трагедия Макбета” (The Tragedy of Macbeth), “Камон Камон” (C’mon C’mon) и “Идентичность” (Passing); либо с включением чёрно-белых фрагментов – “ Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан” (The French Dispatch) и “В роли Рикардо” (Being the Ricardos).

2021 год можно считать кульминацией внимания к оттенкам серого, который на самом деле длится уже более десяти лет. А за последние 20 лет Киноакадемия номинировала девять чёрно-белых фильмов в категории “операторская работа”. Это довольно большое количество, особенно учитывая, что в 1967 году Академия отменила отдельные категории для чёрно-белого и цветного кино (две номинации существовали с 1939 года).

Хотя маловероятно, что общее количество чёрно-белых фильмов, снимаемых каждый год, сильно изменилось, количество отдельно голливудских и международных художественных фильмов, снятых в ч/б, явно увеличилось.

Появление звука в фильмах в 1927 году поставило проблему с колоризацией; звук записывался на полосу самой плёнки, и, таким образом, цветовые процессы могли влиять на звук. В 1932 году появилась технология Technicolor, позволявшая фиксировать все цвета, доступные человеческому зрению. Компания придумала, как использовать вместе звук и цвет, и началась новая цветовая эра, благодаря которой стали возможны такие фильмы, как "Волшебник страны Оз".

Но технология была очень сложной и дорогостоящей, что не каждый режиссёр мог себе это позволить (использование цвета в плёнке означало ручную тонировку или нанесение трафарета на каждый отдельный кадр), потому реальный мир кино на тот момент по большей части существовал в оттенках серого.

Очень важно отметить такой нюанс: с 1895 года и до появления звука большинство зрителей смотрели цветные фильмы, а не чёрно-белые. Но! Специалисты по консервации плёнки, как правило, не сохраняли цвет, который к тому же быстро выцветал. И поэтому мы склонны думать о ряде классических фильмов вроде картины Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну" (Voyage to the Moon) 1902 года или основополагающий фильм ужасов 1920 года "Кабинет доктора Калигари" (The Cabinet of Dr. Caligari) Роберта Вине как о чёрно-белых, хотя на самом деле большинству ранних зрителей были показаны раскрашенные версии.

Киноакадемия приняла это в расчёт, потому отказалась от единой номинации с цветными и чёрно-белыми картинами. После пары специальных наград за достижения в цветном кинематографе, в 1939 году появилась отдельная категория – и эпическая драма “Унесённые ветром” получила одну из своих многочисленных побед.

А "Волшебник страны Оз" (The Wizard of Oz) примечателен тем, что в далёком 1939 году для рассказа истории Дороти были впервые использованы и чёрно-белый цвет, и технология Technicolor. Родной Канзас Дороти изображён чёрно-белым с оттенками сепии, а, когда она добирается до страны Оз, появляется цвет.

Это разделение сохранялось в течение 30 лет, а неудачный однолетний опыт по их объединению в 1957 году был признан экспериментальным.

В середине 1960-х годов продажи цветного телевидения резко возросли, и сети перешли на цветное вещание. Они призвали студии снимать больше цветных фильмов, которые имели более долгий срок ретрансляции. Именно благодаря этому экономическому стимулу производство чёрно-белой продукции быстро сократилось. Киноакадемия признала это и отменила отдельные категории в 1967 году. В том году только один из пяти номинантов был чёрно-белым – это картина Ричарда Брукса “Хладнокровно” (In Cold Blood), оператор Конрад Холл из которой получил номинацию в категории “Лучший оператор”. Затем чёрно-белое кино практически исчезло.

“Хладнокровно”, режиссёр Ричард Брукс
“Хладнокровно”, режиссёр Ричард Брукс

Расцвет независимого кино в середине 1980-х годов привёл к появлению бόльшего количества ч/б фильмов на кинофестивалях по всему миру. От “Ей это нужно позарез” (She's Gotta Have It) Спайка Ли до “Более странного, чем в раю” (Stranger Than Paradise) Джима Джармуша, эти фильмы имели мало общего с ностальгией. Скорее всего, это было то, что они могли себе позволить. Даже если бы стоимость плёнки была такой же, всегда было и остаётся сейчас намного дороже сделать так, чтобы цветная кинематография и продакшн выглядели хорошо.

Чёрно-белая плёнка скрывает изъяны так, как никогда не скрывала цветная. Режиссёр Билли Уайлдер осознал это ещё в 1959 году, когда он и оператор Чарльз Лэнг сняли ч/б фильм “В джазе только девушки” (Some Like it Hot). Он рассудил, что актёры Джек Леммон и Тони Кертис могли правдоподобно сойти за женщин только в великодушных оттенках серого.

“В джазе только девушки”, режиссёр Билли Уайлдер
“В джазе только девушки”, режиссёр Билли Уайлдер

Аналогичным образом оператор драмы 2021 года “Идентичность” Эдуард Грау использовал этот эффект, чтобы подчеркнуть расовую двусмысленность, стоящую в центре сюжета фильма. Как он сказал в интервью для New York Times: “Сначала мы не хотели чётко показывать зрителям, были ли наши персонажи белыми, чёрными или смешанной расы. Всё настолько ярко, что трудно сказать наверняка”.

К 1990-м годам прежняя ассоциация цвета с фантазией, а чёрно-белого – с реализмом полностью изменилась. Редкость использования чёрно-белого цвета подчеркивала присущую монохрому эстетику. Ч/б делает лица красивыми, насилие приятным на вкус, зверства – удобоваримыми. “Список Шиндлера” Стивена Спилберга в 1993 году стал первым чёрно-белым фильмом, получившим премию "Оскар" за операторскую работу с тех пор, как 26 лет назад эта категория была упразднена. Это казалось счастливой случайностью, на которую мог решиться только самый кассовый режиссёр индустрии.

В 2000-х годах в престижном мире артхауса начали появляться чёрно-белые фильмы от крупных кинематографистов: Джоэла и Итана Коэнов (“Человек, которого не было”/The Man Who Wasn’t There, 2001), Джорджа Клуни (“Спокойной ночи и удачи”/Good Night and Good Luck, 2005) и Михаэля Ханеке (“Белая лента”/The White Ribbon, 2009). Все они были номинированы на премию "Оскар", все рассказывают истории из прошлого, все они стали знаковыми для эры, когда цвет стоял во главе угла.

Цифровая цветокоррекция была введена в Голливуде в 1990-х годах и впервые была использована для изменения целого фильма в 2000 году, например, в фильме братьев Коэн “О, где же ты, брат?” (O Brother, Where Art Thou?). Эта технология вскоре заменила существующие лабораторные методы и стала стандартной практикой для всех фильмов, часто используемой для создания уникальных цветовых палитр или для сокрытия недостатков цифровых визуальных эффектов. Его также можно было бы использовать и для создания ч/б кино.

В 2018 году – впервые с тех пор, как у чёрно-белого кинематографа забрали собственную категорию – была номинирована ностальгическая драма Альфонсо Куарона “Рома” (Roma), и она победила. Она стала первым монохромным победителем со времён “Списка Шиндлера”. Это, похоже, вдохновило режиссёра Роберта Эггерса и оператора Джарина Блашке создать фентазийный фильм ужасов “Маяк” (The Lighthouse) на реальной чёрно-белой плёнке, что означает отсутствие цветной копии. Ни один фильм, претендующий на премию, не был снят в чёрно-белом формате с тех пор, как Спилберг боролся за него в 1993 году, и всё же в 2021 году это повторилось в случае с “Французским вестником” (с включением монохромной части).

“Маяк”, режиссёр Роберт Эггерс
“Маяк”, режиссёр Роберт Эггерс

Словом, за последние 50 лет чёрно-белое кино доказало, что оно никогда не исчезнет. Его культурные ассоциации – ностальгия по прошлому, эстетика реализма – могут меняться с течением времени. Цветовая гамма фильма варьируется от технологии Technicolor середины 20 века до приглушённого, прозрачного 1970-х или стального серо-голубого конца 90-х. Но одно никогда не изменится: ч/б картинка прекрасна.