Найти тему

Оставить трёхлетку за няньку для годовасика: это значит любить?

Вчера у моих детей в школе проходило собрание для родителей, на которое пригласили клинического психотерапевта. Женщина с долго произносимыми регалиями, мама и бабушка. Собрание было достаточно интересным, а лейтмотивом обсуждения стал вопрос "Что есть родительская любовь?"

С некоторыми постулатами, прозвучавшими на собрании, не могу не согласиться; впрочем, были и те, что вызвали у меня лёгкую оторопь.

1. Ребёнок зарождается в любви. Он несёт в себе генетическую информацию рода родителей и очень чётко даже в утробе матери улавливает всё, что происходит. Гармоничное развитие ребёнка возможно только в том случае, если его мать проживает период беременности в состоянии любви.

2. Любить - это значит обеспечить ребёнка всем необходимым для успешного выживания в мире. На первых порах - кормить и одевать, а потом - максимально обучать ребёнка этим и другим навыкам. Чем раньше он станет самостоятельным - тем лучше. В качестве примера в данном случае психолог привела своих детей: они родились с разницей в два года, и трёхлетний сын оставался за няньку для годовалой дочери в то время, пока родители были на работе. Кроме того, к семи годам оба ребёнка могли приготовить первое и второе блюдо, пекли. Они часто оставались дома одни и готовили ужин, пока родители были на работе.

3. Все неврозы идут от недостатка любви, агрессия проистекает из неудовлетворённой потребности, а причиной всех фобий по большому счёту является страх smerti. Если ребёнок растёт и воспитывается в любви, то его развитие осуществляется гармонично. Он может агрессировать, но важно разговаривать с ним и находить причину его негативных чувств (гнева, досады, обиды), проговаривать эмоции, которые он испытывает и вместе находить новые пути для их выражения и проявления в конструктивном виде. Нужно работать и со страхами, которые являются признаком неудовлетворённой потребности в обеспечении безопасности.

4. Все проблемы ребёнка берут исток в его родителях: их непроработанных обидах, неудовлетворённых потребностях и неумении любить, которое может проявляться как в гиперопеке, так и в эмоциональной холодности. При этом никогда не поздно всё исправить: важно разобраться в причине проблемы, устранить её и выйти на новый уровень в отношениях.

Вот коротко - основные тезисы, которые озвучила нам психолог. Я согласна с большинством из представленных позиций, за исключением пункта о самостоятельности. Нет, я тоже за самостоятельность и стараюсь её развивать в своих детях, но ... не до такой степени. Я не представляю, как можно трёхлетку "назначить" в няньки. Возможно, у меня был свой особый опыт материнства. Няньки у меня были: иногда приходили помогать падчерицы (на тот момент им было уже по 16-18 лет), потом мы официально нанимали няню, поскольку я достаточно рано выходила из декрета. Моей дочери было пять лет, когда родились братья. Я, конечно, могла её попросить побыть в комнате и присмотреть, например, в каких-то случаях за братом, пока я на минуту отлучусь из комнаты, но вот прямо одни дома они стали оставаться не раньше младшего школьного возраста дочери.

Моя дочь хлебнула самостоятельности вынужденно, когда мы жили в городе, а средний сын восстанавливался после гипоксической комы. Ей было 6,5 лет, среднему сыну - год и три, младший только родился. Я после кесарева. Жили мы вчетвером на восьмом этаже в доме, в котором, как назло, сломался лифт. Я не могла сама спустить коляску. Сервисов доставки продуктов на ту пору не было. Закончились хлеб и молоко. Я дала дочери денег и попросила её сходить в ближайший магазин. Его видно из окна дома, он был во дворе, но я безумно переживала как она пройдёт этот путь. Я, держа младших на руках, следила из окна за её маленькой фигуркой, и у меня обмирало сердце. Она сходила удачно: всё купила, ничего не стряслось. Но вот этот эпизод я помню до сих пор, хотя прошло уже семь лет.

Однако даже моя многодетность не стала поводом обучать детей к приготовлению еды на этапе дошкольного детства. Наоборот, до семи лет я не разрешаю детям пользоваться ножом и самостоятельно пользоваться такими электроприборами, как плита и утюг. Сейчас у нас в доме газовая плита, но младшие до сих пор не получили права её включать. Дочь начала готовить, наверное, класса с пятого. Причём это было её желание. Под словом "готовить" я имею ввиду приготовление первых и вторых блюд, а также выпечку. Речь не идёт о приготовлении бутербродов или разогревании готовых блюд в микроволновке - эти навыки формирую у своих детей в младшем школьном возрасте. Сейчас дочь может самостоятельно завести тесто, приготовить основные и сладкие блюда, а также навести порядок на кухне после своих кулинарных изысков. Иногда, когда у меня много работы, я могу попросить её приготовить еду на всех. Дочь очень внимательно подходит к процессу сервировки и украшения блюд. Ей этот процесс доставляет большое удовольствие.

В общем... В целом с психологом я согласна, кроме как в вопросе с возраста, когда нужно прививать ребёнку самостоятельность в части выполнения обязанностей по присмотру за младшими детьми, а также приготовления пищи. А вы что думаете по этому поводу? Будет очень интересно услышать ваше мнение: пишите его в комментариях!