... а если и узнала бы (ну, вот попадись она мне чисто случайно в библиотеке и прочитай я к ней аннотацию), то 100% поставила бы ее на место.
А аннотация была приметно такой:
Перед нами разворачивается история рождения борца за освобождение от полурабского существования обездоленных угнетенных народов Туркестана,который в конце концов,осознал,разумеется, не без помощи русского революционера Петрова,кто является главным виновником обнищания трудовых масс,а именно: баи-стяжатели, среди которых числится и его богатый родственник Мирзакаримбай, являющийся также прислужником русского царя Николая 2 ...
Ну, то есть, посыл понятен. Революционеры, фанатики, грудью на амбразуру за счастье народное. Мне этого хватило в "Как закалялась сталь" Островского, да и школьные годы чудесные, когда, что не книга,то исключительно про борцов с царем, дают о себе знать.
Но эту книгу, к счастью, я встретила не в библиотеке, а была она у меня в очереди на прослушивание в аудиоформате. К теме о моих марафонах, сейчас я слушаю книги авторов на букву "а", что есть на сайте "Книга в ухе", который я предпочитаю всем остальным. А так как имя автора Айбек, то пусть и с не охотой, но решила все же ее прослушать. И я вам скажу, это потрясающий исторический, очень колоритный, очень самобытный, с потрясающей драматической завязкой, трагической любовью, роман! А политики тут совсем не много. Буквально последние пять процентов из 15 часов прослушивания.
Но давайте по порядку.
Автор книги-Муса Ташмухамедов, писавший под псевдонимом Айбек. Узбекский, советский писатель. Родился в Ташкенте,в небогатой семье ткача. Ему повезло в том плане, что отец считал наличие образование не прихотью, а необходимость.
Свою писательскую стезю Ташмухамедов начал с поэзии. "Священная кровь" был первым большим романом созданным автором. И несмотря на наличие в нем русских революционеров и большевиков, у меня создалось впечатление,что вписаны они в данный роман как бы мимоходом,что бы,так сказать, цензура пропустила. На самом же деле это роман о людях. О людях, на фоне глобальных исторических событий. Все как я люблю. Если прибавить еще, что все события происходят в Узбекистане, то есть читая (слушая) ты параллельно знакомишься с обычаями, с порядками домашнего, семейного устройства, погружаешься в эту атмосферу, становится еще интереснее.
Сразу оговорюсь, ярым феминисткам и тем, кто везде и всегда видит только нечастных угнетенных женщин, книгу лучше не читать. В ней нет никаких жутких издевательств над женщинами. Здесь есть обычаи, традиции, которые женщины этой страны впитали с молоком матери, которые были для них незыблемы, которые они не считали угнетением, а считали нормой жизни. И автором в книге это так и показано, как норма жизни. Так положено! А уж нравится ли это нам, современным и эмансипированным, дело десятое. Так что да, и замуж героинь книги выдавали без их согласия, и в парандже они ходят, и с мужчинами за один стол не садятся.
О сюжете:
Все события происходят в Узбекистане. Молодой парень, Юлчи, приезжает в город из кишлака (деревни) к своему богатому дальнему родственнику. Тот берет его на работу. Родство не дает парню никаких привилегий. Он наравне с батраками своего богатого дядюшки выполняет самую тяжелую работу. Он видит страдания бедняков, своих друзей, видит несправедливость со стороны богатого бая и его сыновей, но как это изменить он не представляет. События происходят в начале 20 века. Ни о каких революционных движениях вести из России сюда еще не доходят. Так продолжается до того момента, как началась Первая мировая война. К тому времени Юлчи приходится многое пережить. И увлечение им байской дочери, и смерть матери, и единственную свою несчастную любовь, которая закончилась очень трагично (очень стараюсь без спойлеров). Но вот началась война. Юлчи к тому времени сбегает из тюрьмы, куда он попал благодаря стараниям своего богатого дядюшки и его сыновей. В тюрьме Юлчи познакомился с русским революционером Петровым, который рассказал ему о большевиках и о революционных настроях в России. Он видит,что богатые баи снова только накапливают капиталы на этой войне, в то время, как простые бедняки должны идти умирать. Он видит, что никто из богатых баев не отправляет своих сыновей. И пролилась кровь. Священная кровь борьбы за свободу.
Пусть немного пафосно, но я не знаю, к чему еще в этой книге можно придраться. Здесь хорошо все: герои- яркие, колоритные,хорошо прописанные. Логика поступков, диалогов, событийности. Сюжетные линии. Вот слушаю и верю, верю каждому слову. И ничего не вызывает у меня отторжения. И нигде мне не хотелось воскликнуть: "да как же так, а вот я бы на их месте" или "что за чушь?"
Так что я однозначно рекомендую не проходить мимо данного произведения если оно вам где-либо и в каком -либо виде попадется. Если будете слушать, то только в озвучке Джихангира Абдуллаева. Не только великолепное прочтение, но и отличное дополнительно сопровождение как музыкальное, так и отдельными звуковыми эффектами, позволяющими еще больше проникнуться происходящим.
В статье в иллюстративных целях использованы фотографии картин Павла Петровича Бенькова, находящиеся в свободном доступе в сети интернет.