- Алло, пожарная?.. Нет, пожара нет, - просто у нас тут милиционер с врачом подрались, я не знаю, кому звонить...
(КВН, Пятигорск, 2004)
Я сам творческий человек - и понимаю, что творческим людям в жизни бывает трудно. Даже книгу об этом написал.
Но при этом я творческих людей не идеализирую. Разные бываем мы они.
С 1997 по 2000 гг. я был участником "Поэтических рингов", которые ежегодно проводились в Самарской Юношеской библиотеке. Хорошие мероприятия, кстати, и опыт я там получил хороший. Человек 40 авторов заявлялись, где-то минуты по 3 на каждого. То есть и творчеством поделиться можно, и других послушать. И даже что-то выиграть.
В жюри были люди достаточно представительные, интеллигентные. Тоже поэты, библиотекари. Один, я помню, был автором детских сказок.
И вот, очередной идёт "Ринг", выходит выступать очередной поэт. Ну, как очередной... Был этот товарищ малость подвыпившим. Пока другие до него выступали, он время от времени о чём-то громко разговаривал с рядом сидящими, смеялся. На него косились, но пока терпели.
И вот он вышел. Чувствовалось, что этот человек считал себя тут самым главным. Я уже плохо помню, какие у него там были стихи - помню, что белые (без рифмы) и не очень понятные. Причём, читал он агрессивно, напористо. Видно было, что он дорвался, наконец, до вожделенной сцены. И сейчас покажет всем, кто тут достоин главных почестей. Кажется, у него там целая поэма была - и этот хрупкий, ранимый автор с тонкой душевной организацией явно не собирался уходить, не дочитав всё до конца.
Уже время, положенное каждому одинаково, вышло - даже дважды или трижды. Ведущий мероприятия попытался вежливо остановить разошедшегося поэта, но тот даже и ухом не повёл. Ведущий был человеком тактичным и несколько растерялся. Не очень-то привычны подобные вещи на душевных творческих встречах.
И тут подал голос тот самый детский сказочник, который до этого сидел тихо.
- Слышь, ты? А ну, пошёл вон отсюда!
Сказано было чётко и внятно, в зале повисла гробовая тишина. Глаза доброго сказочника излучали явное намерение встать и вышвырнуть гения из поэтического пространства. И тот это почувствовал - если не разумом, то... другими фибрами. И быстро испарился.
И как-то хорошо сразу стало.
Морали две.
Первая. Даже творческий человек, даже человек с талантом запросто может быть хамом и б%длом. Увы.
Вторая. Даже творческому человеку, каким бы добрым и мягким он ни был, необходимо умение поставить зарвавшегося индивидуума на место. Даже если будешь при этом выглядеть... ну, не совсем добрым. И даже если ты даёшь по шапке своему же коллеге, у которого внутри, может быть, драма и надлом страдающей души.
Надлом не надлом, а совесть иметь надо. Иначе не талант запомнят, а неприятные выходки. И вздохнут с облегчением, когда появится сказочник и отправит такого поэта в сказочную даль...