Найти тему
Значимый Читающий

Эльчин Сафарли. «Тут мой дом».

Тронула мое сердце эта книга. Это не книга-история, а книга-ощущение, переживание, чувства.

«История» уместится в несколько предложений. Мы видим 9-летнего азербайджанского мальчика Амира, именно от его лица повествование. Лето на даче апшеронского полуострова с братом-близнецом Али, бабушкой и дедушкой. Семья, быт, их отношения, разговоры, наблюдения, мечтания, игры…просто жизнь.

Да не «просто». Это будило мои теплые, нежные воспоминания детства в доме у бабушки на Украине. Каждое лето! Все мои 17 лет до поступления в университет. Ее забота, ее «сбегать на рынок, пока внУчки спят, и купить им дыньку, приготовленная ее руками еда. Как мы бегали все лето на улице и играли с соседскими детьми, сидели на заборах, лазили по деревьям.

В книге во дворе дачи растет инжирное дерево. Это Кормилец. Почувствуйте, это не просто дерево, это почти член семьи, к нему относятся с уважением и почтением, у него есть имя. Мальчишки даже просят сшить бабушку ему плащ, чтобы в дождь и ветер Кормилец был защищен. Я вспоминаю, родители называли это «пастись», как мы детьми паслись в июне на шелковичных деревьях (тутовник еще, может слышали, но все называли их атютина или даже тютина). У многих соседей были эти деревья, они были на улице и мы оравой забирались на них, как стая птиц, сидели на ветках и ели эти вкуснющие ягоды. После них все руки, рот были перемазаны черным. Сезон шелковицы – это синоним неотмываемого шелковично-черного под ногтями).

Устами Амира, его бабушки и иногда других людей в книге Эльчин вкладывает слова, замечания, размышления, над которыми и размышляешь и остаешься на полдня с какой-то фразой и крутишь в себе, порой просто вспоминаешь то, что в суете забыл. Этим для меня всегда ценная книга. Когда она дает пищу для Души. Порой я отмечала, что слишком прямолинейны или не по возрасту сказанные мысли…но это не испортила впечатление о книге.

Даже сейчас, когда я пишу этот текст, я останавливаюсь и гляжу в себя, теплом и подступающими слезами воспоминаний наполняется сердце. Для меня большое мастерство автора подметить и описать тончайшие нюансы настроений, чувств, ощущений, ностальгии…Любви.

И здесь будут цитаты:

Исцеление – реже про чудо, чаще про труд, сердечный, ежедневный, порой невыносимый и одновременно возвышающий.
Когда что-то делается с любовью, все получается, пусть и не с первого раза.
Сынок, о смерти надо помнить, но не думать.
Видимо, каждая боль – как новая, вне зависимости от того, девять тебе лет или семьдесят; падал т на это колено или нет; знаешь, как исцелиться, или нет.
Человек обретает себя с опытом падений, разрушений. Хорошо, если он видит в этом не пытку, а возможность стать лучше.
И дома, и за его стенами могут быть тучи. Они так же нужны, как солнце. Без них мы бы не ценили ясное небо.
Нам всем так же, как и два века назад, нужна нежность. Я вот думаю, сколько же голода у людей по таким элементарным вещам, как любовь и внимание, - одна большая чёрная дыра. Жаль, что нет волшебной палочки, способной утолить этот голод. Тогда в мире бы было меньше зла.