Когда я вспоминаю свое детство в Советском Союзе, перед глазами встают яркие картины школьных субботников, трудовых будней и поездки в колхоз. Мы, советские дети, росли в атмосфере, где трудовое воспитание было неотъемлемой частью нашей жизни.
Уже в начальных классах нас приучали к труду. На уроках труда мы учились шить, вышивать, плести. Мальчики мастерили поделки из дерева, обучались столярному мастерству. Это были не просто занятия по обучению ремеслу, это были настоящие уроки жизни, уроки уважения к труду.
Особое место в наших школьных буднях занимали субботники. Эти дни стали символом советской эпохи, олицетворением общественной активности и взаимопомощи.
Я до сих пор помню, с каким воодушевлением мы готовились к субботникам. Накануне классный руководитель объявлял, что завтра будет работа на благо общества. Мы приходили в школу в рабочей одежде. Затем вместе с учителями выходили на уборку школьного двора, местных улиц или на посадку деревьев в парке. Это был настоящий праздник труда и общения!
Работали мы с энтузиазмом, с ощущением, что делаем нужное и важное дело. Убирали мусор, сгребали опавшие листья, красили заборы, рисовали плакаты. Потом шли домой — уставшие, но довольные. Мы чувствовали себя частью большого коллектива единомышленников.
Со временем я стала замечать определенную суетность этих мероприятий. Зачастую мы выполняли работу кое-как, лишь бы отчитаться. Многие родители и учителя относились к субботникам как к неизбежной повинности. Но для нас, детей, это были особые дни, полные романтики и значимости нашего труда.
Отдельной главой наших школьных будней были поездки в колхоз на уборку урожая. Это было испытание для нас, городских детей, но и увлекательное приключение.
Помню, как по осени нас, школьников, начиная с 5-го класса, направляли в колхоз помогать с уборкой картофеля, моркови, свеклы. Для нас, привыкших к городским удобствам, эта поездка была настоящим вызовом.
За нами приезжал автобус. С собой мы брали вёдра. В них были уложены тормозки и термосы с горячим чаем. Самое интересное начиналось как только мы садились в автобус, который за нами приехал. Не дожидаясь обеда, мы часто сразу принимались разворачивать свои бутерброды. Тут же кто-то начинал всех смешить, рассказывать анекдоты. К месту назначения мы приезжали весёлые и довольные. Ведь самое главное - что у нас в этот день не было уроков и мы могли пообщаться в неформальной обстановке.
Чаще всего ездили на уборку картошки. Хорошо, если была нормальная погода, а иногда лили дожди и мы возвращались домой все промёрзшие и грязные. В како-то год нас отправляли на картошку на протяжении больше месяца. И честно, под конец мы просто выдохлись А так обычно ограничивались 1-2 неделями.
Когда приезжали на поле, то распределялись по несколько человек на грядку. Они были очень длинные, конца не видно. Потом начинали соревноваться, кто будет собирать быстрее. Мальчики носили полные вёдра и высыпали картофель в прицеп трактора. Потом был небольшой перерыв на обед. И снова за работу. Под конец дня уставали и начинали баловаться - кидаться этой картошкой друг в друга. Дети, есть дети. Обратно возвращались обычно уже в тишине, многие в автобусе дремали.
Даже на первом курсе института в 1991 году нас, первокурсников, отправили работать в Курскую область на консервный завод. Тут уже было всё серьёзнее, мы работали в три смены. Хотя многим из нас ещё не было 18 лет. Консервировали в трёхлитровые банки помидоры, болгарский перец, яблоки, груши. Находился он в сельской местности.
Мы жили все вместе в каких-то бараках, спали на двухъярусных кроватях. Умывались из общего крана на улице. А уж какой восторг вызывала у нас деревенская уборная!
Очень уставали, работали практически без выходных. Зато по вечерам те, кто не на смене, собирались и пели песни у костра. Пробыли мы там больше месяца.
Эта поездка закалила нас, научила ценить простой труд. И для нас это был по-настоящему важный жизненный опыт. Который я вспоминаю до сих пор.
Когда я рассказываю об этом своим детям, они спрашивают у меня: "А сколько вы за это получали?"
И очень удивляются, что за свой труд мы ничего не получали. А просто помогали своей стране тогда, когда была в этом необходимость.
Сегодня, оглядываясь назад, я не могу однозначно оценить ту систему трудового воспитания. С одной стороны, те уроки научили меня ценить труд, работать в команде, быть ответственной. С другой стороны, многое делалось напоказ, в угоду идеологии.
Глядя на нынешних детей, ловлю себя на мысли, что им не хватает той связи с реальным трудом, которая была у нас. Современные школьники живут в мире гаджетов и виртуальных развлечений. Они меньше заняты физическим трудом, общественной работой. Их трудовое воспитание ограничивается уборкой в классе, да и то не всегда, да изредка субботниками, проводимыми формально.
В то же время я вижу много хорошего в нынешних детях — их креативность, любознательность, владение современными технологиями. Не стоит идеализировать советскую систему воспитания. Детей надо готовить к реалиям времени, в котором они живут.
Но те трудовые уроки, полученные в детстве, навсегда остались со мной. Они научили меня быть частью коллектива, видеть результат своего труда, ценить помощь других людей. И это бесценный опыт, который, надеюсь, я смогу передать своим детям и внукам.
В заключение хочу сказать, что, несмотря на некоторые издержки трудового воспитания в СССР, оно дало мне и моему поколению важные уроки на всю жизнь. Эти уроки сформировали в нас такие качества, как трудолюбие, коллективизм, ответственность. И, возможно, стоит обратить на них внимание в воспитании нынешнего молодого поколения.
А Вы что думаете по поводу детского труда в СССР? Помните свои субботники и поездки в колхоз?
Прошу поддержать меня - подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте – буду Вам благодарна 😊😊😊