Приветствую подписчиков и читателей моего канала! Тема выбора моторного масла входит в тройку самых популярных во время гаражных посиделок и сетевых автомобильных склок. Соперничать с темой выбора масла могут только вопросы выбора шин и бензина (вечный спор между выбор 92 и 95 бензина).
Но в этой статье мы поговорим о моторном масле. Не секрет, что многие владельцы современных автомобилей обслуживают своего железного коня не сами, а в сервисе и о выборе масла знают только то, что у него есть вязкость по SAE, например, в 5W30 зашифрован индекс вязкости при низких и высоких температурах (первое и второе число соответственно), а вот что такое ACEA A7/B7 или A5/B5, о чём говорят буквы SL в стандарте API, откуда берётся допуск OEM – это для многих тайна.
Но мы то с вами смотрим шире, иначе я бы не стал писать эту статью, а вы не стали её читать и вряд ли бы вообще оказались на этом канале. В предстоящих статьях мы поговорим обо всех наиболее распространенных стандартах и допусках моторного масла, а сегодня поговорим о стандарте API. Итак - начнём!
API, что расшифровывается как American Petroleum Institute (Американский институт нефти), базируется в Нью-Йорке и существует с 1919 года. Эта давно учрежденная организация занимается исследованиями в области нефтяной и газовой промышленности в США. Главная ее задача - разработка стандартов, которые обеспечивают единые технологии, создание взаимозаменяемого оборудования и обеспечение общего подхода в этой отрасли.
Мировые производители моторных масел могут использовать собственные составы базовых масел и присадок, но они обязаны соответствовать общим стандартам, чтобы обеспечивать определенные характеристики. API опубликовал свои первые стандарты почти сто лет назад, в 1924 году, и продолжает разрабатывать новые стандарты, часть которых отражается на этикетках моторных масел.
Стандарт API представляет собой комбинацию двух букв, где первая всегда S или С. Например, полностью синтетическое моторное масло SAE 0W-20 может иметь маркировку API SP, в то время как другое масло, Diesel 5W-40, может быть обозначено как API SN/CF. Набор вторых букв более разнообразен, и для понимания их значения давайте рассмотрим сочетания, такие как SH, CF, SM и другие.
Первая буква - S или С - указывает на тип двигателя, где S (service) означает бензиновый, а C (commercial) - дизельный. Вторая буква указывает на конкретные характеристики мотора, включая период выпуска, наличие наддува и экологические особенности.
Эта классификация не отражает конкретные химические или физические параметры масла, а определяется API на основе комплекса параметров. Это облегчает задачу автолюбителям при выборе масла, так как им нужно лишь обратить внимание на этот классификатор.
API начало свои стандарты с масел SC, SD, SE, SF и SG, предназначенных для автомобилей различных периодов, начиная с 1964 года. Следующие классы, такие как SH (1995-1996 гг), сохраняют основные характеристики предыдущих, но с более строгими методиками проверки.
С развитием экологических требований появились масла класса SJ (1997 года), обладающие более высокой энергосберегающей эффективностью. В 2001 году стандарт SL сохранил тренд на экологичность и увеличил срок эксплуатации масла. Такие классы, как SL, соответствуют современным полностью синтетическим маслам с добавлением полиальфаолефинов.
С появлением класса SM в 2004 году вводится понятие энергосберегающего масла. Основное отличие от предыдущего стандарта SL заключается в более высоком содержании моющих присадок. Масло SM образует меньше нагара, что приводит к увеличению срока его службы.
Все вышеупомянутые классы масел уже устарели. Практически все современные бензиновые двигатели оснащены каталитическими нейтрализаторами и системами рециркуляции отработавших газов. Для таких моторов рекомендуется использовать масло не ниже класса SN, появившегося в 2010 году. Этот стандарт первым обеспечил совместимость с современными экологическими системами бензиновых двигателей.
Наиболее современные масла соответствуют классу SP, представленному в 2020 году. Они отличаются лучшей совместимостью с турбированными моторами, системами непосредственного впрыска и тонкими цепями ГРМ. Однако они также могут использоваться в машинах с более старыми типами двигателей. Масла SP прошли специфические испытания, ориентированные на их работу с современными моторами.
Например, полностью синтетическое масло с добавлением полиальфаолефинов, соответствующее требованиям стандарта API SP, обеспечивает защиту от преждевременного воспламенения смеси (LSPI), продлевает ресурс цепи ГРМ и повышает топливную экономичность.
Однако стоит помнить, что при выборе масла лучше ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля. Можно использовать масло чуть более высокого класса, но переходить на два-три класса выше может быть рискованным. Составы присадок менялись в зависимости от конструкции двигателей, и слишком современное масло может быть неэффективным или даже навредить старому мотору. Поэтому без фанатизма, и следуя рекомендациям производителя, можно поддерживать здоровье и эффективность двигателя.
Также при выборе масла для двигателя, однозначно следует избегать использования масел более низкого класса. Здесь нет исключений. Также стоит отметить, что использование малоизвестных или контрафактных масел несет риски, так как невозможно гарантировать качество продукта в канистре. Лучше сразу выбирать надежного производителя, имеющего долгий опыт на рынке моторных масел. Крупные компании обладают своими производствами базовых масел, официальными представительствами и надежными логистическими цепочками, что обеспечивает надежность и стабильное качество продукции.
Теперь обратим внимание на дизельные двигатели. В их классификации API первая буква – С.
Классы CB (для моторов до 1961 года), CC (до 1983 года), CD и CE (до 1990 года) являются устаревшими и не представляют интереса в наше время. Эти классы были предназначены для работы дизельных двигателей на солярке с высоким содержанием серы, что уже не актуально. Однако важно помнить, что для старых, но турбированных дизельных моторов подходит масло только класса CE, так как все остальные классы предназначены для атмосферных дизелей. Дополнительной ценной информации для этих классов уже нет.
Более современный класс CF был рекомендован для легковых турбодизелей с 1990 года. Примером такого масла является полностью синтетическое масло ZIC X9 LS Diesel 5W-40 с низкозольным пакетом присадок. В 1994 году CF уступил место новому стандарту - CG-4. Затем появился класс CH-4 в 1998 году, который, помимо экологичности, был рассчитан на использование дизтоплива с низким содержанием серы. Смена классов в дальнейшем происходила в основном из-за экологических требований.
Так, в 2004 году появился стандарт CI-4, предназначенный для легковых турбодизелей с системой EGR. Класс CJ-4 (2007 год) предполагал использование всех современных экологических систем в дизельных двигателях, таких как EGR, сажевой фильтр и мочевина. Масла этого класса можно использовать и в моторах, рассчитанных на масла предыдущих стандартов.
Однако классы CK-4 и FA-4, введенные в 2016 году, представляют собой новейшие стандарты. Масла этих классов нельзя смешивать, а масла FA-4 нельзя использовать в моторах, для которых рекомендуются масла класса CK-4 и ниже из-за различий в высокотемпературной высокоскоростной вязкости (HTHS). Масла CK-4 считаются полновязкими, в то время как FA-4 - маловязкими. Масла FA-4 более энергоэффективны, но при сильном износе мотора предпочтительнее использовать масла CK-4.
В общем, следует помнить, что рекомендации производителя по выбору класса масла для дизельных двигателей важны, и стоит избегать использования масел ниже рекомендованного класса.
В этой статье мы с вами разобрались в общих чертах со стандартом API для моторных масел. В следующей части мы с вами разберемся со стандартом ACEA. Подписывайтесь, будет интересно! Утрём с вами нос всяким гаражных умникам! (шутка). Но если понравилась статья, можете ещё и лайком поддержать!