Начало
Во второй половине 18 века у крестьян Колывано-Воскресенского округа отпала необходимость селиться ближе к крепостям. Основным их занятием было хлебопашество, поэтому, оставляя выпаханные участки, они меняли место жительства в поисках плодородной земли.
Крестьяне из Белоярской слободы облюбовали для поселения место при устье впадающей в реку Касмалу речки Ребрихи в Малышевской слободе.
Эта местность им казалась очень удобной для проживания. В речках в большом количестве водилась рыба, сосновый бор на противоположном берегу Касмалы давал возможность охотиться на зверье, собирать ягоды, грибы, строить жилье, заготавливать топливо. Травянистые луга для выпаса скота и сенокошения, а самое главное, плодородные целинные земли привлекали крестьян, и они написали прошение о позволении переселиться сюда.
С уважением и полным доверием отношусь к Ю.С.Булыгину и его трудам, но очень хотелось лично прикоснуться к документу, подтверждающему основание села Ребрихи. Мне повезло ознакомиться с делом в краевом архиве, в котором зафиксировано и прошение крестьян и разрешение на переселение.
Власти поощряли возникновение новых населенных пунктов вдоль основных дорог, и 20 августа 1779 года канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства разрешила группе крестьян поселиться между деревнями Клочковой и Пановой. А с 1780 года велела уже и поброчные подушевые оклады брать с них на новом месте.
Место поселения при устье речки Ребрихи в Малышевской слободе на фрагменте карты 1734 года отмечено красной точкой.
Заселение началось с того места, где сейчас находится улица Набережная.
Они основали Ребриху
По данным исследователя истории освоения Алтайского края Ю. С. Булыгина, инициаторами образования Ребрихи стали крестьяне Ефим Филиппович Харитонов из деревни Прижимовой (Касмалинской), Ларион Иванович Мельников и Афанасий Ларионович Морозов из деревни Язовой, Яков Иванович Пахаруков из деревни Шишкиной и Алексей Гаврилович Зырянов из деревни Усть-Чумышской.
Всего заселилось пять семей в количестве 40 человек, из них 15 человек взрослых и 25 несовершеннолетних детей.
Самой старшей по возрасту была мать Лариона Мельникова. Анне Даниловне в 1779 году исполнилось 47 лет, она к тому времени вдовствовала, жила с детьми. Ее сыновья Ларион и Иван к моменту переселения уже имели по три ребенка. Одному из них Андрею исполнился всего лишь год, он – самый младший основатель Ребрихи.
Самой многочисленной семьей можно назвать Пахаруковых. Якову и Фекле самим в то время было чуть больше 40, но их взрослые сыновья Андрей и Иван уже были женатыми, а у Ивана росла двухлетняя дочка – ровесница своему младшему дяде. Всего в семье было 12 человек.
Ефим и Марья Харитоновы растили шестерых детей. Что интересно, их двоих сыновей звали Андреями. Детей называли по святцам (месяцеслову), и если они рождались в одно и то же время года, то и нарекались одинаково. В те времена это было распространенным явлением. В последующем в документах у одного Андрея делали приписку «большой», а у другого – «малой».
Три дочки было в семье Алексея и Ирины Зыряновых, двое деток у Афанасия и Пелагеи - Морозовых.
В четвертую ревизию 1782 года в новой деревне учтено 64 жителя: 28 душ мужского пола и 36 душ женского. За утайку человека полагался большой штраф, поэтому данные переписи можно считать достоверными.
По данным переписи населения 1795 года в деревне Ребрихе Касмалинской слободы Бийского уезда Колыванского наместничества проживало десять семей, в них 97 человек. Численность населения увеличилась в основном за счет создания новых семей, рождения малышей и причисления новых крестьян из других деревень.
К этому году в Ребрихе поселились семьи Павла Шишкина, Ивана Хавкунова, Василия Молокова.
Дочери Ефима Харитонова вышли замуж в семьи Молоковых и Морозовых, проживающих тут же, сыновья взяли в жены дочерей крестьянина Пушкарева из Панова и крестьянина Щербакова из Усть-Мосихи. Позже один внук основателя Ребрихи венчался с девицей Карповой из деревни Казанцевой ( село Боровлянка), другой - с девицей Казаковой из деревни Бутырской (районный центр Мамонтово). Григорий Мельников женился на дочери крестьянина Клочкова из Клочков.
Но не всем удавалось так сохранять численность населения в деревне. Пахаруков выдал своих дочерей замуж в Паново и Усть-Мосиху, Зырянов - в Клочки, Молоков - в Клочки и Усть-Мосиху.
В скором времени все ребрихинцы уже состояли в родственных связях между собой и жителями соседних деревень. Пару себе находили среди работников Павловского завода, детей казаков томского казачьего полка, что следует из метрических книг церкви села Касмалинского, Введенской церкви Павловского завода. Именно туда ездили наши венчаться, крестить детей.
Тогда в метрических книгах принадлежность к вероисповеданию не указывалась. С 1800 года все записаны как православные.
На берегу Касмалы
В предисловии к экспликационному плану за 1826 год написано, что деревня Ребриха Касмалинской волости, построенная на левом берегу реки Касмалы, занимает территорию 68 верст по окружной черте. Граничит с деревнями Усть-Мосихой, Пановой, Беловой, Рожневой (сейчас село Рожнев Лог), Савинским Станцом (сейчас село Зимино), Клочками, Боровлянкой. 3,413 десятин и 800 саженей земли находится под домами, гумнами, огородами, скотскими выпасами, сенокосами, пашней. Под домовым обзаводством занято четыре десятины, под огородами - две десятины, под гумно отведено шесть десятин земли. Кладбище в тот год занимало площадь в 100 саженей.
Вокруг Ребрихи в большом количестве имеются леса сосновые для строительства и березовые для рубки дров и изготовления разных изделий. Земля состоит из чистого чернозема толщиной до десяти вершков, лежащего на глине. Пять-шесть раз землю засевают, а потом она начинает зарастать разного рода дикой травой, чем препятствует производству посевов и становится годной к вторичной обработке только через 25 лет. Сено косят в основном вдоль речек Касмалы, Ребрихи, Барсучихи и Дальней. Пашня находится за сосновым бором между речками Торбачихой и Дальней.
В документе говорится, что трудолюбивые крестьяне, а в тот год в Ребрихе записано 80 мужских душ, занимаются хлебопашеством, скотоводством, сеют коноплю и перевозят уголь из Касмалинского лесоучастка на Павловский завод. У крестьян учтено 469 голов лошадей, 281 голова крупного рогатого скота, 300 овец. За 50 лет существования деревни построено 40 домов, две ветряных мельницы, на которых мелется до 25 пудов хлеба в год. В единственной кузнице жители производят нужные для себя изделия.
Кроме лесов большую часть территории занимают речки и ключи, болотистость, проселочные дороги и просеки. Тем не менее, статисты того времени сделали вывод, что имеются излишки земли и к деревне можно причислить других крестьян.
И, действительно, в исповедной росписи Введенской церкви Павловского завода Барнаульского округа на 1837 год среди старожилов Ребрихи ее жителями записаны крестьяне: Вдовин, Карпов, Кузнецов, Панов, Пестерев, Танаков, Тараданов. Чуть позже появились Терентьевы.
Продолжалась интеграция семей ближайших сел. Парни привозили в деревню новых жительниц: Данила Пахаруков взял в жены Веру Попову из Белова, Евтифей Пахаруков - вдову Панову из Подстепного, внук Ефима Харитонова венчался с Ириной Королевой из Рожнева Лога, Григорий Панов женился на дочери умершего мещанина барнаульской ратуши Марье Шемякиной.
Девушки выходили замуж и уезжали в другие деревни: внучка Ефима Харитонова венчалась с Антипом Казанцевым из Боровлянки, дочь Кузьмы Молокова вышла замуж в Ворониху, одна его сестра - в Клочки за Павла Зырянова, другая - в Усть-Мосиху за крестьянина Щербакова, Христина Молокова уехала в Боровлянку в семью Казанцевых.
Крестьяне выступали друг у друга поручителями при венчании, воспреемниками при крещении детей. Некоторые встречаются в метрических книгах так часто, словно штатные работники церкви. Например, одни поручители у Коростелевых из Куликова, Пахаруковых и Хариных из Воронихи, Пушкаревых из Подстепного, они же - воспреемники у ребенка Поповых из Рожнева Лога.
Вероятно, ехал кто-нибудь в церковь и записывал младенцев, рожденных за последнее время всех сразу, а может, священник выезжал по какой-то надобности в деревню и попутно совершал таинства.
Заводские крестьяне
Переписчиками населения назначали из числа грамотных жителей деревни. Так, в 1795 году «ревизскую сказку» дал десятник Андрей Ефимович Харитонов, а в 1811 году «мужеска пола» крестьян деревни Ребрихи Касмалинской волости Бийского уезда Томской губернии посчитал сельский старшина Василий Яковлевич Пахаруков.
В окладных книгах, рекрутских списках, ревизских сказках жители Ребрихи записаны как заводские крестьяне, обязанные обеспечивать заводы провиантом, дегтем, смолой, золой и другими припасами. Они не имели права продавать излишки посторонним людям.
В год образования Ребрихи натуральные поставки приписной деревни отменили. Заводскому начальству предписывалось перейти к закупу необходимого у крестьян. Кроме того, население, подведомственное канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, освобождалось от поставки рекрутов в армию, но не от самой рекрутской повинности. Все рекруты шли на укомплектование штатов заводов и рудников не только пожизненно, но и потомственно. Их дети и внуки должны были пополнять рабочую силу заводов.
Ю. С. Булыгин писал, что в рекруты брали «людей крепких, здоровых и к мастерствам годных сколько можно для употребления к плавильным печам, рослых и взрачных корпусами». Возраст рекрутов определялся от 20 до 35 лет, минимальный рост «в два аршина четыре вершка без обуви».
В рекруты отданы сыновья Зыряновых и Морозовых. В семье Харитоновых из поколения в поколение рождалось много мальчиков, казалось бы, есть кому работать на земле. Но и в рекруты взято много из этого рода. Некоторые из них позже записаны в метрических книгах уже как мастеровые Павловского завода, кузнецы. Парни шли в рекруты, а хозяйство семьи от этого приходило в упадок.
Зажиточные крестьяне применяли немало способов спасения своих сыновей от заводской рекрутчины. В 1787 году крестьянин Яков Пахаруков, на семью которого падала очередь дать рекрута, нанял вместо своего сына за 95 рублей крестьянина Казанцева, в ноябре 1841 года крестьянин Прокопий Танаков – двух крестьян вместо своих сыновей.
С 1782 года все мужское население учитывалось в окладных книгах по сбору податей и исправлению заводских работ. Среди повинностей крестьян выжигание угля, рубка дров, перевозка руды, тушение пожаров. Для их предотвращения они были обязаны производить опалку лесов в Касмалинском бору, 60 верст от столба ребрихинского до столба бутырского.
Для связи между разными населенными пунктами в каждом селении специально содержали лошадей, в Ребрихе – три пары.
Крестьяне, через чьи наделы проходила дорога, отбывали дорожную повинность, заключавшуюся в починке проселочных дорог между селениями. Жители Ребрихи принимали участие в восстановлении земского Барнаульско-Сузунского тракта от станции Клочковской до Подстепного, исправляли полотно и сооружения на больших трактовых и почтовых путях. В свободное время от полевых работ некоторые занимались перевозкой поваренной соли от боровых соляных озер в Барнаул, в осеннее время охотились на белку.
Но главным занятием было хлебопашество и скотоводство.
Профессор Д. Н. Беликов, описывая жизнь крестьян того времени, сделал вывод, что «если не лениться, то у сибирского крестьянина в отличие от крестьянина центральной части России условия для жизни вполне привольные. Можно пахать и косить сено, сколько хочется, в лесу без особого труда добыть зверя и дичи, в реке наловить рыбы». Крестьяне Ребрихи не ленились и жили зажиточно.
Быт старожилов
Многие краеведы, путешественники проявляли интерес к жизненному укладу коренных жителей Западной Сибири. И все оказались едины во мнении, что крестьяне-сибиряки следят за своим жилищем и одеждой гораздо лучше, чем крестьяне из центральной части России.
Краевед Н.А.Рубакин писал, что лаптей сибиряки не носят, летом ходят в кожаных сапогах или броднях, а зимой в валенках (пимах). О своей одежде очень заботятся, в воскресные дни надевают праздничную одежду. Мужчины носят пиджаки, женщины ситцевые и шерстяные платья, зимой – полушубки. В домах у коренных сибиряков всегда опрятно, стены выбелены. В избе метут несколько раз в день, а один раз в неделю моют пол, стены и лавки. Если они не окрашены, то их скоблят добела. Путешественник В.П.Семенов-Тян-Шанский отметил, что практически каждый крестьянский дом, за исключением бедняков, имеющих одну хату, разделен на две половины – черную и белую. В переднем углу помещена божница со старинными образами - складнями и посеребренными старообрядческими крестами. Дома покрыты тесовыми крышами, и когда прибывшие поселенцы начинают строить мазанки и крыть их соломой, как у себя на родине, старожилы даже били их за это, объясняя, что такие постройки создадут опасность пожаров.
Главную роль в еде старожилов играет чай с прикуской, состоящей из разных пирогов, калачей. Пьют чай часто и подолгу. Над свежими продуктами преобладает соленое и сушеное мясо, очень много употребляют в пищу соли и масла. Самое известное блюдо – пельмени.
На полевые работы крестьяне не ходят пешком, а всегда ездят, так как пашни от селений находятся далеко. Земледелие в полной мере стало развиваться лишь с появлением переселенцев. У старожилов же главным занятием было скотоводство. В каждом дворе имелись лошади, много скота держали на забой и на продажу. Содержали его на подножном корму, на зиму загоняли во дворы, в стайки. Скот был подвержен заболеванию чумой, одна из причин распространения которой близость от больших проезжих дорог, по которым на ярмарки везли кожи и сало. К тому же, скот буквально утопал в навозе из-за отсутствия обычая вывозить его на поля.
Население чаще болело, по мнению историка-статиста П. А. Голубева, в холодное время года по причине тесноты помещений. Летом крестьяне целые сутки проводили на открытом воздухе, работая в поле, лесу или огороде, ночевали на сеновалах, сенях или комнатах при открытых окнах.
От деревни к селу
Ситуационный план Ребрихи, выполненный предположительно в 1843 году, дает четкое представление о том, как располагались тогда строения, дворы, амбары.
Бани имелись у большинства крестьян, строили их на берегу реки. Каждое из 53 домохозяйств имело огороды, гумна и овины.
В конце деревни, тянувшейся одной улицей вдоль Касмалы, было заложено кладбище.
Его остатки и теперь находятся на том же месте. Мост через речку был построен там же, где и сейчас.
В деревне тогда жило 113 мужчин и 138 женщин, всего -251 человек. Все, кроме одной семьи отставных из трех человек, учтены как крестьяне.
Церкви тогда в Ребрихе еще не было, записи о совершении таинств крещения и брака, записи о смерти ее жителей встречаются в метрических книгах церквей Павловского, Бутырского и Борового сел.
В исповедной росписи Введенской церкви Павловского завода Барнаульского округа на 1837 год к уже проживающим в деревне Ребрихе Касмалинской волости добавились крестьяне: Вдовин, Карпов, Кузнецов, Панов, Пестерев, Таганов, Тараданов. В 1843 году – появились Терентьевы.
До 1857 года в церковных записях встречались только уроженцы этих мест, позже появились крестьяне с других губерний. С увеличением числа жителей Ребрихи и соседних деревень появилась необходимость строительства церкви. Храм, построенный на пожертвования прихожан и названный во имя Божия Матери Одигитрии, был освящен в 1862 году. С того времени Ребриха стала селом.
Как пример – запись о смерти от старости в возрасте 70 лет жительницы села Ребрихи Касмалинской волости крестьянской вдовы Агафьи Сергеевны Черкашиной.
Коренные ребрихинцы придерживались «старой» веры, но исправно посещали церковь. В 1867 году еще все исповедовались, причащались. Позже в списки прихожан они были внесены, но напротив многих фамилий стояла запись: «На исповеди не был». И даже особый сбор, что налагался за неявку на исповедь, не пугал. Со временем в метрических книгах старожилы стали встречаться все реже. Постепенно они окончательно порвали связь с церковью. Возможно, потому, что на них оказывали давление переселенцы, сами ревностно выполнявшие все церковные требования и старожилов к этому принуждавшие.
Едут новоселы
Массовое заселение Ребрихи началось в 1866 году. Выходцы из российских губерний старались селиться на уже обжитых территориях потому, что ехало очень много бедных крестьян, которым трудно было бы, не имея нужного инвентаря для возделывания пашни, обустроиться на новом месте. А в уже образованных селениях, работая у старожилов, они могли арендовать сельскохозяйственные орудия, получить небольшой доход для собственного обзаведения хозяйством.
В Ребриху в основном прибывали крестьяне из Тамбовской губернии. Новоселы стали образовывать новые улицы. Старая часть Ребрихи стала называться улицей Ребрихинской (сейчас Комсомольская).
Новые улицы Ребрихи, образованные переселенцами, имели названия: Мордовская, Павлодарская, Столбовая, Барнаульская, Солонцы, Зеленый Клин, Боровушка, Лягушка, переулок Центральный.
Переселенцы несли с собой другую культуру, новый порядок хозяйствования, способ обработки земли.
С. Марусин, изучив переселенческое движение на Алтай, писал, что новоселы оказывали давление на общество старожилов, требуя разрешения на приписку новых поселенцев. Земли на всех не хватало и новоселы требовали ее передела, что не нравилось местным жителям. Понимая, что они уже в меньшинстве, старожилы уходят в сторону от борьбы и покидают родные места. Из Ребрихи коренные жители выселились почти полным составом, объясняя причину так: «Лапотники выселили».
В метрической книге Одигитриевской церкви села Ребрихи Барнаульского округа за 1870 год еще часто встречаются старожильческие фамилии, но уже много записано переселенцев, среди них Грязновы, Бобровы, Скворцовы, Фроловы, Михалевы, Ненашевы, Поповы, Рождественские и другие.
В журнале «Русская мысль» за 1897 год автор статьи «Среди новоселов», описывая свое путешествие от Барнаула до Костина Лога, подробно останавливается на том, как происходило расселение выходцев из России, как складывались отношения между старожилами и новоселами. Он пишет, что значительная часть населения деревни Рожны (село Рожнев Лог) состоит из крестьян, переселившихся сюда с реки Касмалы, из Ребрихи. Но их переселение нельзя назвать беглым. «Обжившиеся и обзаведенные коренные жители старой, большой и зажиточной деревни Ребрихи переехали в менее удобное для проживания место, продав выстроенные ими дома, владения и посевы» на выгодных условиях, выручив по 400-500 рублей. Решившись на переезд, старожилы Ребрихи сочли уехать в глубину и жить рядом со своим братом-сибиряком, чем вести прежнее хозяйство при большом наплыве приезжих.
Морозовы, Молоковы, Хавкуновы выехали в Рожнев Лог, Мельниковы, Зыряновы - в Георгиевку, Пахаруковы - в Клочки. Харитоновы сначала уехали в Уржум Алейского района, затем часть большого рода осталась там, а остальные воссоединились со своими бывшими односельчанами в селе Рожневом Логе.
Так закончился век основателей Ребрихи.
Кто знает, как сложилась бы их дальнейшая жизнь, не сорвись они с обустроенных мест. Многие утверждают, что развитие селу дали переселенцы. Но, все же, нельзя умалять роль старожилов в освоении территории нашего района и края в целом.