105 лет назад 11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. О ней мало кто вспоминает, хотя в каждой семье есть свои герои той войны. Длилась она четыре года и три месяца и забрала миллионы жизней.
Однажды я поймала себя на мысли о том, что совсем ничего не знаю о своем прапрадеде. Никто никогда про него не вспоминал, словно его и не было. Хотя про его супругу (мою прапрабабушку, она отошла в мир иной в 60-е годы) ее внуки рассказывали.
По архивным документам установила, что Платон Еремеевич Харитонов родился в 1884 году. Был грамотным, расписывался на собраниях за односельчан. Но в анкетах всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года сведений о нем уже нет.
В посемейном списке Рожневского сельского общества Ребрихинской волости Барнаульского уезда Томской губернии, составленном в 1910 году, главой большой семьи Харитоновых записан Кирьян Еремеевич (1879 г.р.). Совместно проживали три брата: Платон, Евтифий и Иван, две несовершеннолетние сестры, мать семейства, жены Кирьяна, Платона и Федота (призванного на действительную службу) и маленькая дочка Платона Маланья.
В призывные списки Ребрихинской волости на 1911 год включили Евтифия, которому к тому времени исполнился 21 год, а именно в этом возрасте тогда призывали молодых мужчин на службу в царскую армию. В списках указано, что он холостой, малограмотный, русский, старообрядец, род деятельности – хлебопашец. Решением Присутствия о воинской повинности от 27 ноября он «освобожден от службы навсегда». Полагаю, что уже тогда имел какое-то заболевание (в похозяйственных книгах 1934 года указано, что он инвалид), или попал под льготы по воинской повинности по причине того, что совместно с ним проживала мать-вдова, а старшие братья уже состояли на действительной службе. Служили тогда от трех до пяти лет в зависимости от рода войск, затем зачислялись в запас.
Война за передел мира
В июле 1914 года из-за неспокойной обстановки на Западе в России началась всеобщая мобилизация. В полночь на 1 августа немецкий посол в ультимативной форме потребовал отменить мобилизацию, на что получил отказ, а вечером того же дня последовало объявление Германией войны России.
В этот военный конфликт были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Шла борьба за передел колоний, сфер влияния и приложения капитала. Инициаторами развязывания боевых действий стали Германия и Австро-Венгрия.
На русско-австрийском фронте военные действия начались через неделю после объявления войны, на русско-германском фронте - в середине августа, когда войска неприятеля вторглись на российскую территорию.
На сайте «1914-1918. Памяти героев Великой войны» (gwar.mil.ru) в свободном доступе выложены именные списки потерь, исторические карты, документы воинских частей, базы данных захоронений времен Первой мировой войны.
Каково же было мое удивление, когда нашла там информацию о судьбе моего прапрадеда.
Старший унтер-офицер Платон Еремеевич
Сохранилось несколько учетных карточек, заполненных на него. Помимо фамилии, имени, отчества, места рождения и проживания есть сведения о том, что женат, грамотный, старообрядец, хлебопашец. Указан возраст и звание - старший унтер-офицер 31 Сибирского стрелкового полка.
Унтер-офицер – низшая ступень военных чинов. Получить этот чин лицам из крестьянского сословия можно было, прослужив четыре года или за особые воинские заслуги. Старший унтер-офицер – помощник командира взвода, прямой начальник солдат. Имел относительную свободу и самостоятельность в обучении и подготовке рядовых. Следил за порядком в подразделении, назначал солдат в наряд и на работы, имел право уволить рядового из подразделения, занимался вечерней поверкой.
31-й Сибирский стрелковый полк с начала войны вошел в 10-ю армию (Северо-Западный фронт), с марта по седьмое апреля 1916 года - корпус действовал в составе 2-й армии (Западный фронт).
Проследив боевой путь прадеда, узнала, что в феврале 1915 года он участвовал в Августовской операции, проведенной северо-западнее Августова (Мазурия, Польша).
В результате наступательной операции германских армий русские войска были окончательно вытеснены из Восточной Пруссии, тем не менее, смогли удержать натиск войск противника на линии Нарева и Бобра, лишив его возможности окружить русские армии в Польше.
Георгиевским кавалером стал подполковник 31-го Сибирского стрелкового полка Б. М. Зиневич за то, что «в бою 8 февраля 1915 г. переправился со своим батальоном на правый берег р. Бобра и, несмотря на сильный ружейный и пулеметный огонь противника, перешел в наступление на д. Ястржембна, где захватил с боя два действовавших пулемета и до 100 человек пленных. Удерживаясь на правом берегу реки, своими удачными действиями способствовал переправе через Бобр и остальных батальонов своего полка».
В бою у реки Бобр ст. унтер-офицер П.Е.Харитонов был ранен в левое плечо и до конца марта находился на лечении в лазарете Челябинска, затем переведен в Щучанский лазарет Чкаловского уезда Оренбургской губернии. В середине мая выбыл в распоряжение воинского начальника.
Кстати, в одном полку с ним служили призванные из Рожнева Лога:
И. С. Марташев (ранен), ст. унтер-офицер М. С. Хавкунов (пропал без вести ), стрелок Ф. Т. Резанов (убит), стрелок Е. А. Щербинин (ранен), стрелок Н. И. Исааков (пропал без вести).
Мой прапрадед Платон Еремеевич Харитонов был убит 14 марта 1916 года.
«За царя и Родину!»
Описание боя, в котором он погиб, условия службы его однополчан нашла в книге «Воспоминания.1915–1917 гг.», изданной на основе подробного дневника генерала-майора В. Ф. Джунковского:
«Командарм приказал сегодня дать всем бойцам полный отдых, дабы они имели возможность приготовиться к бою. Надлежит почиститься, помыться, постричься и приодеться (все это необходимо для благоприятного течения ранения), Богу помолиться и написать письма домой (это даст душевный покой)», «5 марта. Настал решительный момент показать всю свою мощь и силу дерзкому врагу. На группу возложена решительная задача: разбить находящегося перед нею врага, прорвать его расположение и наступать до Варшаво‑Петроградской железной дороги», «11 марта была сильнейшая снежная метель, во время которой было заметно, что немцы усиленно укрепляли свою позицию против моего правого фланга. Положительно «мы» не умеем скрывать себя; лес, где сосредоточены штабы и 31‑й полк, с утра до вечера полон дыма. Прекрасная цель», «ввиду снежной метели, а затем наступившей мглы, препятствующих стрельбе артиллерии, командующий группой приказал атаку отложить на ночь с 12 на 13 марта», «…31‑му Сибирскому стрелковому полку производить исправление разрушенных заграждений», «в 3 часа ночи на 13‑е марта батареям открыть огонь по окопам, на которые поведется наступление. Постепенно усиливая огонь, довести его до степени ураганного, после чего огонь перевести на тылы, с целью образовать огневую завесу. Атаку начать ровно в 3 ч. 30 мин…С началом наступления все резервы подтянуть, двум батальонам 31‑ого Сибирского стрелкового полка передвинуться к г. дв. Стаховцы».
Люди были измучены от непогоды и ужасных условий местности. То снежная вьюга, то проливной дождь, не было возможности обсушиться, а по ночам бывали заморозки, мокрые шинели покрывались льдом, люди коченели – условия были ужасающие.
«Немцы пошли на опережение. Было еще темно, но от разлетевшихся снарядов весь участок освещен как днем, снаряды рвались ежесекундно. Трудно очень ориентироваться, полк тает, потери огромные…Ужасное состояние, когда чувствуешь, что наступил момент, когда нельзя даже никакого отдать приказания, когда надо предоставить все воле Божьей и ждать. Это чувство какой‑то жуткой беспомощности. В это время уже в тылу у меня на опушке леса появились ракеты и одиночные люди – это были немцы, сигнализировавшие своим об успешном наступлении… Передал приказание командиру 31-го полка – немедленно двинуть один батальон, а затем и другой на помощь. Со словами: «За царя и Родину!» батальоны бросились на немцев в штыки… Эта стремительная атака заставила немцев отхлынуть, при этом большая часть была переколота, а другие до 40–50 человек с одним офицером взяты в плен, и все телефонное имущество, взятое немцами, было от них отобрано. Но эта стремительная атака скоро приостановилась, т. к. резервы немцев заняли окопы в лесу и встретили батальоны 31‑го и 32‑го полков сильным огнем…Когда движение немцев было окончательно приостановлено, перешли в наступление и заняли прежние позиции».
Многие земляки полегли вместе с Федотом
Служил он в 271-ом пехотном Красносельском полку, входившем в состав 68-й пехотной дивизии.
В начале лета 1915 года полк дислоцировался в районе Северо-Западного фронта, достигнув рубежа Нарева, притока Вислы. Германское командование планировало окружить русские войска на территории Польши и уничтожить. Но в конце июня русское командование приняло стратегическое решение об отступлении, чтобы избежать окружения и пополнить резервы.
Русская армия отражала яростные атаки немцев. Наревское оборонительное сражение длилось 11 дней (10-20 июля). Понеся огромные потери, русские смогли отступить и избежать окружения и капитуляции.
Харитонов Федот Еремеевич был убит 13.07.1915 года близ д. Каменка, на р. Нарев.
Одновременно с ним выбыли с поля сражения земляки, призванные на службу из Ребрихинской волости: рядовой В.А.Неудахин (ранен), рядовой И.С. Клепчик (убит), рядовой М.С. Елисеев (ранен), рядовой Ф.И. Чепрасов (ранен), рядовой К. Распопов (ранен), рядовой Е. Лахтионов (ранен), рядовой Я.С.Шадских (ранен), рядовой Е.И. Трубников (ранен), рядовой А.Д.Юдаков (ранен), рядовой Е.В.Попов (ранен), ефрейтор К.П.Антимонов (ранен), ефрейтор Ф.К.Грязнов (ранен) и другие.
Очень много призванных из Ребрихинской волости и служивших в 71-й пехотном Красносельском полку погибло через неделю, 21 июля 1915 года, у деревень Герваты и Бораве.
Иван – в немецком плену
Самый младший из братьев Харитоновых Иван служил в 24-ом Сибирском стрелковом полку, который в составе 6-й Сибирской стрелковой дивизии поздней осенью 1914 года сражался на территории Польши.
В исторических источниках описано, как командир 24-го Сибирского стрелкового полка полковник А.Ф. Зенкович «в бою у д. Галкова 10 и 11 ноября 1914 г. неоднократно лично водил в штыковую атаку остатки своего полка под сильным орудийным, ружейным и пулеметным огнем противника и, отвлекая тем на себя большую часть германского отряда, спасал соседние части дивизии от опасности быть отрезанными превосходными силами неприятеля; будучи окружен, с остатками своего полка пробился и не оставил неприятелю никаких трофеев» (в начале декабря он умер оnран, но за свой героизм был награжден орденом Св. Георгия IV ст.).
В том сражении очень много солдат погибло и было взято в плен. Сведения об Иване Еремеевиче Харитонове нашла в картотеке военнопленных. Он находился в лагере для русских (солдат и гражданских пленных) в г.Альтдамме (Померания).
Несмотря на то, что лагеря посещали представители российского консульства, доля узников была незавидной. Делегат комиссии попечения, осмотревший лагерь в г.Альтдамме, докладывал, что сразу по выходу из вокзала ему представилась картина: « Длинный товарный поезд, нагруженный углем, стоит на запасном пути. Около 70-ти русских солдат, одетых в какие-то тряпки, нагружают тяжелые вагонетки углем и, медленно толкая их, отвозят к заводу. По их работе, истомленным лицам и медленным движениям видно сразу, как тяжела для них работа. Устало толкают они тяжелые вагонетки под палящими лучами солнца, и только грубые и повелительные окрики часовых, сидящих на заборе под тенью деревьев, нарушали эту мрачную картину и придавали ей какую-то тяжелую, давящую атмосферу… Сам лагерь находится на песчаной равнине и пробраться к нему очень трудно. Вдали виднеется сосновый лес, перед нами же проволочная ограда, а за ней бараки – длинные и грязные… Из разговоров с солдатами я узнал о фактах избиения…». Били за невозможность идти на работу из-за бессилия, некоторых расстреляли за то, что не могли встать. Избивали прикладом, шашкой, лопатой, морили голодом по несколько суток. Солдаты рассказали о случае, когда пленных, возвращающихся с лесной работы, привязали к телеге и гнали лошадь, и те бежали за ней семь километров. «Бараки очень грязные и полны паразитами. Кроме того, повсюду заметно переполнение, хотя большая часть пленных находится на рабочих командах. Особого внимания заслуживают бараки, где находятся больные… Сюда попадают те, кто совершенно утратил свое здоровье на работе. Вид у них ужасный и всех можно по первому взгляду причислить к инвалидам… С тяжелым сердцем покинул я лагерь. Сотни пленных толпились около проволоки, просили не забывать их…».
Харитонов Иван Еремеевич умер 24 февраля 1916 года от болезни в лазарете для военнопленных, - так записано в карточке.
Он даже не был женат. Не оставил после себя, как и брат Федот, деток.
Бесследно войны не проходят
Первая мировая война подорвала экономику страны, нанесла несокрушимый удар по армии. Погибли 150 тысяч русских солдат. Оставшиеся в живых, измотанные боевыми действиями, больше не хотели воевать. Россия вышла из войны в начале марта 1918 года. А до того претерпела бунты, восстания по всей территории, революцию. Теперь это уже была не царская Россия.
Война изменила судьбу не только страны, но и каждой отдельной семьи. В частности, крепкая семья старообрядцев Харитоновых из Рожнева Лога потеряла троих молодых сильных мужчин, их жены остались вдовами, моя малолетняя прабабушка – сиротой.
Было желание выбрать фамилии жителей сел Ребрихинского района - участников Первой мировой войны. Но быстро поняла, что это нереально – настолько большим получился бы список.
Каждый может узнать о своих дедах самостоятельно. Документы сохранились, и к ним открыт доступ.
О своих корнях надо знать, память - чтить. Это то малое, что мы можем сделать для героев той войны. И рассказывать про них своим детям и внукам. Чтобы знали историю своей страны на примере своей семьи.