Накануне президент России Владимир Путин побывал с рабочим визитом в Казахстане. Работа в Астане вызвала миллион вопросов у зарубежных СМИ, хотя, казалось бы... С чего вдруг? Но есть и другая сторона визита, касающаяся именно двусторонних отношений России и Казахстана. Поговорим обо всех аспектах.
На полях Форума межрегионального сотрудничества руководство России и Казахстана вчера обсуждало проекты в сфере энергетики. По итогам переговоров подписан план совместных действий до 2026 года — в том числе, меморандум о строительстве трёх ТЭЦ в городах Казахстана. И в свете этих договорённостей в казахстанских СМИ активно начали муссировать слухи о том, что русские якобы взамен претендуют на контракт по строительству АЭС.
На самом деле, на повестке вопрос возведения в Казахстане АЭС оказался ещё в начале года. Однако решение о его целесообразности будет принято на общенациональном референдуме, и только затем запустят тендеры по выбору поставщика технологий. Партнёр по строительству может быть выбран уже к концу этого года.
А ещё следует понимать, что "Росатом" - не единственный кандидат на строительство. Переговоры ведутся с компаниями из пяти стран - в том числе, из Китая и США. К тому же, президент Франции Эмманюэль Макрон говорил о проекте с президентом Казахстана Касымом-Жомартом Токаевым в ходе последнего визита. То есть подрядчиком может выступить компания Framatome, связанная с французским атомном гигантом EDF.
Забавно, что на самом деле, и EDF, и Framatome давно утратили компетенции по строительству реакторов, а строительство по проекту "Росатома" было бы для казахских предприятий не только дешевле, но и проще в плане интеграции технологий. Однако власти Казахстана предпочитают играть в политику многовекторности и планируют "изучить опыт всего мира", после чего будет принято решение...
А пока беснуются казахские националисты
Сейчас пытаются продвинуть тезис о том, что прибывшая в Казахстан российская делегация во главе с Путиным якобы была удивлена, услышав казахскую речь. Мол, все должны были говорить только по-русски. Поскольку лидеры бывших советских республик придерживаются именно этого правила.
На самом деле, мы имеем дело с очередным вбросом. Тем не менее, по тематическим телеграм-каналам разгоняют следующий вывод:
Решение президента Токаева говорить в Казахстане по-казахски, несмотря на знание русского языка, было расценено как шаг, посылающий четкий сигнал Кремлю.
Был сигнал Кремлю или нет, большой вопрос. Но официально Токаев принял Путина настолько тепло, что даже заговорил о хороших знаках в небе в день прилёта.
Токаев почувствовал силу
Тем временем, политолог, политический обозреватель Царьграда Андрей Перла указывает: визит Путина подчеркнул проявление знаменитой казахской многовекторности.
Казахстан понимает свою независимость как необходимость балансировать между Россией, Китаем и Западом. Поэтому, будучи участником ОДКБ и ЕАЭС, он одновременно заверяет нас в дружбе, а наших врагов в том, что будет соблюдать режим санкций против России. Принимает у себя американских дипломатов, поощряет националистов, а потом встречает президента России как самого дорогого гостя, - говорит Перла.
Эти попытки усидеть сразу на нескольких стульях закончатся не раньше, чем в Казахстане поймут, что Россия гораздо сильнее, чем Запад. Только если в Астане поймут, что рассчитывать на западную "помощь" нельзя - а на русскую как раз можно.
Вся восточная хитрость прекращается, когда сталкивается с настоящей силой. Так устроена политика в Средней Азии, да и не только там. Так что ответ на вопрос "когда Казахстан станет вести себя как настоящий друг и союзник" звучит так: когда мы выиграем войну, - указал Перла.
И приглашение Путина является очередным подтверждением того, что Россия показала своё преимущество на мировой арене. Чем сильнее будет наша страна, тем более дружелюбным и покладистым будет Казахстан. Да и, пожалуй, прочие наши соседи.
Больше деталей визита - в материале нашего обозревателя.
_____________________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.