Найти в Дзене
Значимый Читающий

Джон Грин. «Черепахи ─ и нет им конца».

Аннотация к книге начинается с «Пропал миллиардер…и за помощь в поиске назначено 100 тыс. $. Именно тогда Дэйзи и Аза решают найти его во что бы то ни стало». Как по мне, так книга настраивает на детективный и авантюрный лад. Дальнейшее «Это приключение для Азы грозит стать настоящим испытанием» не изменило ожиданий. И последнее «Сможет ли она бросить себе вызов, побороть свои страхи и попытаться стать лучшей версией себя» уже не берется в расчет, хотя уже прочитав книгу, эта строка вводит в недоумение:
Тот, кто это писал, вообще читал ее?

Книга о девочке-подростке Азе Холмс. Холмси, как зовет ее лучшая подруга Дэйзи. О девочке с психическим заболеванием, обсессивно-компульсивным расстройством (окр). Напрямую в книге не назван этот диагноз, но возьму на себя смелость предположить, что это именно он.

Навязчивые мысли о микробах, которые могут привести к смерти, затрудняют общение с подругой и редкими сверстниками. Поскольку Холмси погружается в противостояние внутреннему голосу, который, к примеру, навязчиво требует перепроверить в который раз пластырь на ране (к слову, рана возникла из-за самовповреждения), несколько раз вымазать рот дезинфицирующей мазью и проглотить ее. Мысли делают почти невозможным поцелуи вероятно первой влюбленности Азы и сына того самого миллиардера. Она пытается, противостоит, но голос диктует, кричит. И в итоге почти каждая битва проигрывается.

Девушку так же навязчиво заставляют погружаться в научные статьи, как будто это попытки удостовериться и успокоиться. В одном из последних исследований она находит информацию о косвенном влиянии микробиота на мозг, и тогда новый виток мыслей захлестывает: А где она? А кто на самом деле влияет на ее мысли, и заставляет поступать так, как она поступает?

Психическое состояние Азы Джон Грин описывает метафорой спирали. Как только девушка начинает погружаться в свои мысли и в той степени, когда уже не всплыть на поверхность, спираль сжимается, и, если двигаться по ней внутрь (оставаться в своих мыслях), то она бесконечно уменьшается. Мне показалось это очень реалистичным и достоверным, таким, что можно самому ощутить и погрузиться в этот поток.

Если отбросить навязчивую составляющую, то вопросы могут дать читателю возможность задуматься и обратиться к себе. И в этом плане я не согласна с некоторыми отзывами, что книга исключительно для подростков. Она для меня гораздо глубже: о дружбе и ее трансформации после осознаний, конфликтов и выстраивания заново, детско-родительских отношениях, психическом здоровье, влюбленности, самоопределении, одиночестве, борьбе, бессилии, надежде, поиске и принятии себя, о том, как оставаться собой и с собой даже в самых сложных ситуациях.

Как вы догадываетесь история про поиск миллиардера – дело вообще десятое в этом романе 😊

И уж тем более «стать лучшей версией себя, бросить себе вызов»…В общем, возмутило меня это предложение. Поскольку абсолютно не учитывает и не понимает как устроено психическое заболевание. И как будто можно постараться, взять себя в руки, побороть. Нет, так не работает! И, мне кажется, еще можно глубже понять, почему не помогают советы с добрым намерением «просто перестань думать об этом».

В конце книги автор благодарит своих докторов за психологическую поддержку, которая в огромной степени облегчила его жизнь. Могу только предположить, что Джон Грин сам страдает от какого-либо расстройства, и тогда призма немного меняет свое положение, и ощущение и восприятие от романа так же меняются.

Но в самых последних абзацах романа есть слова, которые врезались в меня. То, о чем я сталкиваюсь в своей терапии, то, что я наблюдаю у своих клиентов, читаю в книгах и заметках людей:
жизнь будет продолжаться, со временем научаешься быть с собой, с разным собой, и будут случаться ухудшения, «откаты», «провалы» и снова будут случаться, но каждый раз мы будем выходить из них, и с помощью них научаться еще лучше видеть себя, замечать, помогать себе, учиться предотвращать. Это и дает надежду и силы двигаться вперед.

И немного цитат из романа.

«Декарт задался вопросом – можно ли утверждать, что какое-либо явление или вещь существуют на самом деле? И он считал, что его способность сомневаться в этом доказывает: даже если реальность окажется ложной, сам он все-таки реален. Ты существуешь на самом деле, как и все мы, и сомнения делают тебя более настоящей, а не менее».
«Любовь – не трагедия, не ошибка, но дар. Ты помнишь свою первую любовь, потому что она – доказательство: ты можешь любить и быть любимым; ничто в мире не справедливо, кроме любви; любовь – одновременно и способ стать человеком, и причина, по которой ты становишься им».
«Жизнь – это история, рассказанная не тобой, а о тебе»
«Мы оба видели одно и то же небо, а тут, наверное, больше интимности, чем в обмене взглядами. Смотреть на тебя может любой. Но очень редко встречаешь человека, который видит тот же мир, что и ты».

«Каждая потеря уникальна. Ты никогда не поймешь, что чувствует другой человек, – точно так же, как прикосновение к чужому телу не поможет понять, как в том, чужом, теле живется».

«Нежеланная мысль – как машина, проезжающая мимо, когда ты стоишь на тротуаре. Я сказала себе, что не хочу в нее садиться, что выбор – не когда я решаю, думать или не думать, а когда не даю себя увезти».

«Настоящий ужас – это не когда тебе страшно, а когда у тебя нет выбора».

«Со счастливыми концовками есть одна проблема, – сказала я. – Они либо не такие уж счастливые, либо не совсем концовки, понимаешь? В реальной жизни что-то становится лучше, а что-то хуже».