Точнее, ее нужно было бы назвать «антипрограммой».
Она была сформулирована в беседе с Христом Его братьев. Они ее и сформулировали, когда призывали Христа идти в Иудею, в Иерусалим, и там показать чудеса, свидетелями которых они были:
«Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным; если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру». Ин. 7.4.
Воистину – классика! Классика тщеславия. Ведь на самом деле все нужно делать наоборот.
Но давайте разберем последовательно.
«Ибо никто не делает чего-либо втайне…» Кто не делает? Не делают как раз пораженные тщеславием люди.
Все сколько-нибудь нормальные люди, хотя бы отчасти свободные от тщеславия, вообще не задаются подобной установкой.
А если уж говорить о должном, то Господь наш Иисус Христос однозначно говорит обратное:
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас…» Мф. 6.1.
Под милостыней, собственно, нужно понимать любое доброе дело. Не должны люди видеть эти добрые дела – все!..
Но не то – тщеславные люди. Им это невозможно. Они действуют по противоположности, так как заявили братья Христа: они ищут сами быть известными:
«Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным…»
Что ж – понятно. А как иначе? Страсть на то и страсть, чтобы ее удовлетворять.
Посмотрите на 99% наших современников. Все они так и поступают. Благо возможности для удовлетворения страсти тщеславия увеличились многократно.
Чем тщеславиться – уже не важно.
Достаточно снять свою задницу на смартфон и выложить в соцсетях. Все! Все по программе: «яви себя миру».
Всему этому положению есть объяснение. Короткое и точное. Оно идет сразу же за рассмотренными нами эпизодом.
«Ибо и братья Его не веровали в Него». Ин. 7. 5.
Это диагноз. Точный духовный диагноз.
Диагноз, который можно поставить не только братьям Христа, но и всем современным «братьям».
Никто из них не верует во Христа и сейчас.
Не верует как в Бога и Спасителя, иначе бы не стали так глупо тщеславиться.
Чем и перед кем?..
Нет у нас ничего, чем бы мы могли хвалиться друг перед другом. Мы нищи и голы. А тщеславиться своими грехами как вонючими какашками – это настолько глупо, что надо быть сумасшедшими, чтобы это делать.
Но – увы!
Мы и есть сумасшедшие.
Во Христа не верим, зато верим в том, что наши испражнения самые испражненистые в мире.
Так-то оно так!.. Но кому в голову, кроме сумасшедшего придет в голову этим хвалиться?
Ведь фактически, если взглянуть на все в духовном разрезе, каждый из нас предлагает другим вдохнуть запах своего испражненного дерьмеца и признать, что оно воняет круче всех остальных!..
Да – и восхититься и аплодировать!..
И это – не метафора! Так и есть на самом деле.
Если бы мы не были сумасшедшими – мы бы это признали сами.