Найти тему
РГАНТД Архивы России

Стратегический бомбардировщик Ту-95

Ту-95, который по кодификации НАТО получил название «Медведь», − стратегический советский турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец. Он создавался как носитель для первой советской атомной бомбы, однако был приспособлен и для использования обычного вооружения, в том числе ракетного.

Стратегический разведчик Ту-95 МР. РГАНТД. СИФ №3793
Стратегический разведчик Ту-95 МР. РГАНТД. СИФ №3793

В начале 1950-х гг. ОКБ Туполева было дано задание на создание сверхдальнего бомбардировщика. Андреем Николаевичем Туполевым было принято решение о создании тяжелого бомбардировщика с применением турбовинтовых двигателей. Главным конструктором самолета был назначен Николай Базенков. Самой большой проблемой стал выбор силовой установки и вариант ее установки на самолете. Чтобы самолет Ту-95 смог развивать требуемую скорость в 900-950 км/час, было необходимо выполнить большой объем работ. Прежде всего, приступили к разработке крыла, размах которого составляет 51 м. На самолет было решено установить двигатели 2ТВ2Ф мощностью 10 500 л.с. Двигатели длиной более 6 м. были установлены в больших мотогондолах в крыльях. Самолет имел герметизированную кабину. Это было большим плюсом для экипажа при полетах на большие расстояния, поскольку при крейсерской скорости 750 км/час продолжительность вылета на патрулирование могла достигать 20 часов. Был у самолета и недостаток: отсутствие катапультных кресел.

Первый опытный образец Ту-95 (имевший обозначение Ту-95/1) был построен в сентябре 1952 г. В начале ноября после завершения сборки начались наземные испытания. 12 ноября 1952 г. состоялся первый полет опытного образца с экипажем под руководством летчик-испытателя Алексея Перелета. Машина находилась в воздухе 50 минут. В 1953 г. произошла авиакатастрофа. Из-за возгорания двигателя самолет разбился. Погибли летчик-испытатель Алексей Перелет и бортинженер Чернов.

Второй опытный образец был готов в июле 1954 г. Из-за задержек в производстве двигатель ТВ-12 удалось завершить только к концу 1954 г. В начале 1955 г. Ту-95/2 был готов к предполетным испытаниям, а 16 февраля впервые поднялся в небо. Его пилотировал экипаж во главе с Михаилом Нюхтиковым.

Серийное производство бомбардировщика Ту-95, получившего в ВВС обозначение Ту-20, было развернуто на Куйбышевском заводе №18. Первые два серийных самолета были готовы к октябрю 1955 г. На самолетах стали устанавливать двигатели Кузнецова НК-12 мощностью 12 000 л.с.

Самолет Ту-95 впервые был продемонстрирован публике в День Воздушного Флота СССР в августе 1955 г. на воздушном параде в Тушине. В августе 1957 г. Ту-95 приняли на вооружение частей ВВС. Он был вооружен шестью парами пушек АМ-23, бомбовая нагрузка изменялась в зависимости от дальности полета с пяти тонн при максимальной до пятнадцати тонн при уменьшенной дальности, также самолет мог нести две ядерные бомбы или бомбы в обычном снаряжении.

Производство Ту-95 в нескольких вариантах продолжалось до 1959 г. Всего было выпущено 173 серийных и два опытных стратегических самолета.