Найти тему
Финансы в деталях

Хватит ли Китаю золота для спасения от кризиса?

Можно быть уверенными в том, что китайские правительственные чиновники среднего возраста, получившие высшее образование, испытали на себе сильное влияние Запада. И, наверное, нигде это не несет такого огромного значения как в области финансов и экономики. Однако пока это не так заметно в нынешних относительно стабильных экономических и финансовых условиях. Тем не менее, когда (не «если») начнется следующий мировой кредитный кризис, способность Китая справиться с ним может оказаться под угрозой.

Учитывая состояние кредитного цикла в Америке и растущую нестабильность на мировых финансовых рынках, самое время говорить об этом. Китай должен использовать твердую валюту, чтобы отойти от мировой системы фиатных денег, но для этого придется отказаться от неокейнсианской западной экономики, которую он использует в качестве главной движущей силы своего экономического развития.

Сумел ли Китай сохранить правильный подход к пониманию недостатков, ограничений и опасностей системы фиатных денег Запада с экономистами, получившими образование на Западе, встроенными в администрацию Китая? Может ли он использовать преимущества твердой валюты, накапливая золото и поощряя своих граждан к этому?

Экономическим советникам Китая придется проявить смелость, чтобы отказаться от ошибочной экономической политики и статистики, по которой страну оценивают западные коллеги. Китай должен выйти из следующего кредитного кризиса более сильным, чем Запад.

Кончина Мао Цзэдуна в 1976 году стала кончиной иконы, которая насильственно объединяла более 40 этнических групп. Это был конец целой эпохи в китайской истории, и стране пришлось вступить в будущее, предприняв новый подход. В противном случае можно было столкнуться с риском раскола государства на фоне общественных волнений, которые могли бы вылиться в гражданскую войну.

Однако возобладал здравый смысл мудрого руководства, которое наблюдало за замечательными успехами Гонконга и Сингапура. Было ясно, что для того, чтобы выжить, Коммунистическая партия Китая должна перейти к капитализму, сохранив при этом политический контроль. Человеком, который изобрел новый Китай, стал Дэн Сяопин. В конце 1970-х годов Дэн, ненавидя СССР за участие во Вьетнаме, подтвердил, что СССР – главный противник Китая. В этот важный для

Китая момент он наладил стратегические отношения с Америкой.
Предпосылки для будущих отношений с Америкой проявились уже после первого визита Никсона в Китай в 1972 году. В течение 1980-х годов эти отношения открыли Китай для инвестиций со стороны американских и других западных корпораций. Очень быстро начали появляться новые заводы, благо дешевая рабочая сила и отсутствие ограничительных правил и законов о планировании позволяли.

-2

К 1983 году стало ясно, что, учитывая систему управления валютой, Центробанк Китая, Народный банк (PBOC), должен был скупать золото и серебро. Общественности по-прежнему запрещалось иметь оба металла.
В те дни цель покупки золота в Китае заключалась в том, чтобы просто диверсифицировать свои резервы. Руководство понимало разницу между золотом и фиатными деньгами. Иметь физическое золото было разумным решением.

Тайное накопление золота в Китае в 1980-х годах было страховкой от будущей экономической нестабильности. Поэтому этот процесс затронул все институты, имеющие фундаментальное значение для государства, такие как Народно-освободительная армия, Коммунистическая партия и Лига коммунистической молодежи.

В 1990-х годах внутренние потоки капитала начали дополняться экспортом, и начал появляться новый класс богатых граждан страны. К счастью, золото не любили на западных рынках, и слитки были доступны по сниженным ценам. PBOC смог тайно накопить большие запасы золота от имени госучреждений. Однако после распада СССР возникла новая стратегическая причина для покупки золота.

Конец эпохи СССР в 1989 году означал, что у Америки и Китая больше не было общего врага, влияющего на стратегические отношения между двумя державами. Это привело к постепенным изменениям в иностранных отношениях Китая. Америку все больше беспокоил рост Китая, как сверхдержавы, что могло угрожать ее мировому господству.

Эти сдвиги изменили политику Китая в отношении покупок золота: если раньше оно рассматривалось как страхование против денежной нестабильности, то сейчас его стали рассматривать как стратегически важный актив.
Золотые слитки были доступны, отчасти потому, что западные центробанки продавали их на падающем рынке. В период с 1983 по 2002 год из рудников было добыто 42 460 тонн, которые и пополнили резервы золота, при том, что Запад оставался чистым продавцом.

Общая политика Китая в отношении золота очевидна. Он инвестировал значительные средства в добычу золота и сейчас является крупнейшим национальным золотодобытчиком. Китайские правительственные перерабатывающие заводы импортировали золото и серебро для переработки и хранения. Сегодня Китай сохраняет жесткую хватку на мировом рынке слитков.

В 2002 году Китай принял решение разрешить общественности покупать золото, а преимущества накопления золота широко пропагандировались государственными СМИ. Это решение было принято только после того как государство накопило достаточный объем для своих потребностей.
Сегодня население Китая накопило около 15 тыс. тонн. Учитывая, что общественность по-прежнему не имеет права владеть иностранной валютой, право собственности на золото должно быть в приоритете. Сегодня из хранилищ SGE каждый месяц доставляется от 150 до 200 тонн.

Помимо объявленных резервов, неизвестно, сколько золота принадлежит государству. PBOC мог накопить до 15 тыс. — 20 тыс. тонн, прежде чем общественности было разрешено покупать золото. Если это так, то это примерно 10% потоков капитала по современным ценам на золото.
Можно быть уверенными, что золото стало стратегическим активом для Китая и его народа. Китай всегда жил в ожидании, что в долгосрочной перспективе золото снова станет деньгами, предположительно, в качестве поддержки для юаня.

В противном случае зачем монополизировать мировой рынок слитков?
Но есть проблема. Признают ли лидеры, получившие западное образование, ценность золота, не просто как стратегического актива? Признают ли они реальные причины экономических неудач Запада, учитывая, что они успешно применяли его экономическую и денежно-кредитную политику?

Если китайцы предпримут политику твердой валюты, неизвестно как отреагируют США на этот план из Китая. Кроме того, финансы правительства США в очень плохом состоянии, и возврат к твердой валюте возможен только за счет сокращения государственных расходов, что невозможно с политической точки зрения.

-3

Одно можно сказать наверняка: случится следующий кредитный кризис, и это окажет серьезное влияние на все страны, работающие с фиатными деньгами. Придется решать вопрос о процентных ставках, вызванных горами задолженности перед правительствами и потребителями, причем почти все западные экономики безвозвратно попадут в ловушку задолженности. Препятствия при переходе к новой денежно-кредитной политике кажутся слишком сложными.

В конечном счете, возвращение к твердой валюте — это решение, которое нанесет меньше урона, чем фиатные валюты, теряющие покупательную способность быстрыми темпами. Подумайте о Венесуэле и о том как твердая валюта решает ее проблемы. Но на этом пути возникает настоящая воронка, которая может поглотить целые правительства.

Попытка выиграть время, вбрасывая еще больше денег в экономику, терпящую кредитный кризис, только уничтожит валюту. Эта тактика сработала во время краха Lehman Brothers. Однако она вряд ли сработает снова.