Сегодня выходит незапланированный выпуск про винглеты, т.к. мне нужно сдать эту тему в формате статьи и эта публикация будет кстати.
Что такое винглеты (англ. - Winglets)?
Винглеты - (аэродинамические законцовки) служат для уменьшения индуктивного сопротивления авиалайнера, срывая концевой вихрь крыла, увеличивая его подъемную силу, уменьшая расход топлива.
Винглеты бывают разных типов:
В зависимости от формы винглет изменяется и топливная эффективность авиалайнера, из-за того, что разные винглеты по-разному уменьшают индуктивное сопротивление..
Есть три способа уменьшить индуктивное сопротивление:
1) Отрицательная крутка крыла
2) Использование аэродинамических законцовок
3) Увеличение длины крыла
Если с помощью этих технологий удается увеличить топливную эффективность хотя бы на несколько процентов - это уже успех.
История изобретения
Авиаконструкторы озаботились этим ещё в начале столетия, некоторые наработки использовались фашистской Германией, а первые патенты на похожие технологии начали регистрироваться в начале ХХ века. Во времена топливного кризиса, в 70-х годах, авиаконструкторы всерьез занялись разработкой и созданием законцовок. В 80-х годам началась их установка на авиалайнеры.
В 1985 году Airbus A310 стал первым лайнером, который получил свои законцовки: они назывались "крылышками Уиткомба" в честь исследователя NASA Ричарда Уиткомба.
Затем винглеты, созданные по такой технологии получили и остальные самолёты европейского авиаконцерна.
Такие винглеты получил даже самый вместительный самолет в мире: Airbus A380-800.
Однако эти крылышки имели скромный бонус: не более 1,5 % к топливной эффективности.
Винглеты в нашем привычном понимании выглядят так:
Такие законцовки имеют не более 3% к топливной эффективности.
Американская компания "Aviation Partners INK" запатентовала похожие винглеты, которые давали до 5-7% экономии топлива на самолётах Gulfstream и Dassault Falcon. Это было большим успехом.
Компания Boeing под впечатлением начала оснащать свои Boeing 737 NG
Наравне с вертикальными используются и горизонтальные законцовки, которые называют гребневыми.
Самое удачное крыло получилось у Boeing-787 Dreamliner. Здесь используются сразу три способа борьбы с индуктивным сопротивлением
Boeing 777-X использует крыло от Dreamliner'а, но впервые в истории гражданской авиации используются складные гребневые законцовки.
Преимущества гребневых законцовок:
Гребневые законцовки более эффективны по сравнению с классическими винглетами в среднем на 1,5%.
Они создают дополнительную подъемную силу.
Такие законцовки обеспечивают более плавный полет в зоне турбулентности.
Тогда почему они не используются на самых массовых самолётах?
Все дело в том, что таким самолётам уже более 20 лет и они узкофюзеляжные.
По правилам ICAO длина крыла узкофюзеляжного самолёта должна быть не больше 36 метров. По этой причине нужно было бы перепроектировать крыло, а это нецелесообразно. Однако, на свежесозданных самолетах гребневые законцовки всё-таки применяются.
На этом все, быстрых вам полетов и мягких посадок. Завтра наконец-то выйдет статья про ILS.