Найти тему
Международная панорама

Как Израилю найти, нанести на карту, захватить и удержать туннели в Газе?

Чтобы проникнуть в туннели ХАМАС, Израилю придется прибегнуть к военным методам десятилетней давности и давно забытым, пишет Зоран Кусовач — аналитик по геополитике и безопасности, военный корреспондент и продюсер, который освещает конфликты в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Средней Азии на протяжении почти 4-х десятилетий.

Офицер израильской армии проводит журналистам экскурсию по туннелю, предположительно используемому палестинскими боевиками для трансграничных нападений, 25 июля 2014 г. [Джек Гез / Фото AP]
Офицер израильской армии проводит журналистам экскурсию по туннелю, предположительно используемому палестинскими боевиками для трансграничных нападений, 25 июля 2014 г. [Джек Гез / Фото AP]

Спустя неделю после того, как израильские войска окружили город Газа и отрезали его от южной части сектора Газа, похоже, нет никаких свидетельств серьезного нападения на центр.

В среду избранную группу иностранных репортеров, базирующихся в Израиле, доставили на участок поля боя, который журналисты назвали «окраиной города Газа». Почти каждое здание было разрушено или серьезно повреждено в результате бомбардировок с воздуха, артиллерийского огня или наступления танков и пехоты.

На видео видно, что танки «Меркава» сгруппированы в лагере, окруженном высокими песчаными насыпями, почти наверняка построенными боевыми бронированными бульдозерами, которые обычно используются вместе с передовыми подразделениями. Защитные песчаные стены, скорее всего, лишат боевиков ХАМАСа возможности совершать быстрые атаки.

По мнению аналитика, позиции этой роты 401-й бригады показывают больше, чем, вероятно, хотели бы израильтяне. Это говорит нам о том, что продвижение будет медленным, улица за улицей, а не квартал за кварталом.

Это также доказывает, что самая тяжелая битва в городе Газа, подземная, еще не началась всерьез. Некоторые туннели, возможно, были обнаружены и разрушены по мере продвижения войск, но, скорее всего, это лишь их ничтожная часть.

34 израильских солдата, которые, как признал Израиль, были убиты, по-видимому, были убиты индивидуально или небольшими группами — когда начнется туннельная война, их число, вероятно, резко возрастет в больших группах.

Чтобы войти в туннели, израильским силам придется прибегнуть к военной практике, давно забытой десятилетиями, чтобы обойти трудности борьбы под землей.

Обнаружение входов

Чтобы получить позицию для ведения боевых действий в туннелях, Израилю необходимо найти как можно больше входов в них. Учитавая, что система туннелей длиной до 500 км, их число, вероятно, исчисляется десятками тысяч. Большинство из них спрятаны внутри жилых домов, гаражей, промышленных объектов, складов, под свалками, а после более чем месячных бомбардировок — под грудами обломков.

Но Израиль готовится заняться туннелями давно — после вторжения в Газу в 2014 году. Постоянное наблюдение с помощью дронов с использованием сложного программного обеспечения, которое анализирует модели движений и может распознавать отдельные лица и сопоставлять их с базой данных известных членов ХАМАС, выявило сотни или тысячи входов.

Информаторы, вероятно, добавили больше, и я не удивлюсь, если специализированное израильское подразделение туннельной войны Ласки (Samur) знает половину точек доступа в туннели.

Картирование туннелей

Знать входы полезно, но даже если бы все известные входы были атакованы, это не сделало бы туннели непригодными для использования ХАМАС. Большинство туннелей имеют несколько входов на каждом конце, поэтому некоторые из них всегда остаются открытыми.

Строители туннелей, ХАМАС, имеют огромное преимущество, поскольку они знают сеть. Израильское программное обеспечение может предлагать подсказки, связывающие схемы движения, чтобы показать, что две точки, вероятно, связаны, но оно не раскрывает подземные маршруты, направления или перекрестки.

Чтобы составить карту туннелей с какой-либо степенью точности, коммандос должны проникнуть внутрь, столкнувшись с огромными опасностями и трудностями. Первый — технический: там, внизу, устройства GPS-позиционирования бесполезны, поскольку спутниковые сигналы не могут проникнуть сквозь почву.

В решении, скорее всего, будут использоваться устройства, сочетающие в себе магнитные датчики, на которые не влияет погружение под землю, и датчики движения, подобные тем, которые используются в счетчиках шагов. Грубая и неточная система, но лучше, чем ничего.

В обход

Оказавшись внутри, Ласки, скорее всего, будут действовать с помощью очков ночного видения, а не выдавать свое местоположение с помощью света. Они не смогут использовать радио для связи с подразделениями на поверхности, поэтому им придется использовать полевые телефоны — технологию, появившуюся более 100 лет назад.

Солдаты будут разматывать провода, соединяя их на ходу, еще больше замедляя продвижение. Даже если они не встретят сопротивления ХАМАС, они должны останавливаться на каждом перекрестке и оценивать, куда ведут ответвления.

Небольшие силы придется оставить у каждого бокового туннеля для защиты от контратак. Каждый раз, когда они найдут вертикальную шахту, которая почти всегда используется для входа, им придется остановиться, составить карту положения и передать ее подразделениям на поверхности.

Наземным подразделениям придется найти отверстие и заблокировать его; если оно находится на территории, не контролируемой израильской армией, им придется либо захватить его, либо приказать туннелепроходцам остановиться или обойти его. Это будет повторяться сотни раз. В прошлом Samur публиковала видеоролики своих роботов, способных прокладывать туннели, которые могут быть полезны в качестве первопроходцев, разведки проходов и отправки обратно видео ночного видения. Но их можно использовать только на одном уровне, так как они не могут подниматься по лестницам или препятствиям.

Выживание внутри

До сих пор все анализировалось, исходя и того, что в туннелях нет сопротивления. Это совершенно нереально: ХАМАС наверняка подготовился к ожесточенному сопротивлению.

Большинство туннелей, вероятно, заминированы заранее установленными самодельными взрывными устройствами (СВУ). Их можно подключить к удаленным детонаторам, но они также могут активироваться специальными детонаторами, которые реагируют на свет, вибрацию, шум, движение и даже на повышенную концентрацию углекислого газа в присутствии людей.

Туннели пронизаны проводами и кабелями, по которым проходят электричество, интернет, телефоны и военные линии. У ХАМАС могут быть устройства наблюдения и обнаружения, которые позволят им знать, где находятся израильтяне, чтобы они могли дистанционно взорвать заряды именно в этом месте.

Израильтяне не смогут просто взять и перерезать все провода, потому что, как в фильмах, некоторые детонаторы могут сработать при отключении электропитания. Как известно каждому, кто связан с горнодобывающей промышленностью, взрывы в закрытых туннелях гораздо более смертоносны, чем на поверхности. Они распространяются дальше и высасывают кислород, поэтому те, кто выживает после первого взрыва, часто задыхаются.

ХАМАС также может воспламенять зажигательные составы, которые лишают находящихся в помещении кислорода и распространяются в виде высокоскоростных вспышек пожара или создают густой, часто токсичный дым. Это даст возможность сохранить туннели практически неповрежденными, что позволит палестинским боевикам использовать их после того, как они вытеснят врага.

У Ласок почти наверняка будут дыхательные аппараты, но ношение громоздких масок и баллонов с воздухом затруднят общение и бой.

Израильское мобильное артиллерийское подразделение на позиции недалеко от сектора Газа, 28 октября 2023 г. [Цафрир Абаев/AP Photo]
Израильское мобильное артиллерийское подразделение на позиции недалеко от сектора Газа, 28 октября 2023 г. [Цафрир Абаев/AP Photo]

Вытеснение ХАМАС

Каждый командир с обеих сторон предпочитает избегать боевых действий в туннелях. ХАМАС, вероятно, не сможет помешать израильтянам войти в некоторые туннели, но может попытаться лишить их свободы действовать в них.

Израильское командование знает, что его преимущество в технологиях и вооружениях значительно выше на земле, чем под ней, поэтому оно предпочло бы вытеснить ХАМАС и сражаться на поверхности. Для этого он может использовать химические агенты, такие как слезоточивый газ, небольшое количество которого помогает в узких туннелях.

Вероятно, у ХАМАС недостаточно защитного снаряжения для своих туннельных боевиков, поэтому эффективным может оказаться любой агент на основе газа. Несмотря на то, что Израиль не чувствует себя связанным международными конвенциями, поскольку он не рассматривает ХАМАС как законного участника боевых действий, я не думаю, что он будет использовать смертельные газы. Это вызовет дополнительные международные обвинения, которые будет трудно отрицать.

В прошлом вода часто использовалась для затопления туннелей и вытеснения их обитателей, но в Газе просто не хватает воды. Но могут быть и другие варианты. Говорят, что Египет заливал нечистоты в туннели контрабандистов из Газы.

Боевые действия

Городские бои сложны и требуют особых знаний и оборудования. Туннельный бой еще более сложен и специализирован. Как много лет назад обнаружили военные туннелисты, обычное оружие слишком велико и громоздко, чтобы его можно было использовать в ограниченном пространстве.

Американские туннельные крысы во Вьетнаме часто использовали только пистолеты, но обнаружили, что при выстреле вспышка на долгое время выводит из строя их ночной прицел. При использовании очков ночного видения проблема усугубляется, поэтому вполне вероятно, что израильтяне будут использовать оружие меньшего калибра с глушителями не столько для снижения шума, сколько для предотвращения дульных вспышек.

Какое бы огнестрельное оружие они ни выбрали, туннельные бойцы будут иметь ограниченную огневую мощь, поскольку только двое могут стрелять одновременно: один стоит на коленях, другой стоит над ними, блокируя поле огня для остальной части команды.

Ручные и винтовочные гранаты почти наверняка исключены, как и любые ракетные установки. Оглушающие и светошумовые гранаты могут дать Ласкам преимущество, временно сделав врага глухим и слепым, но сомнительно, что их можно использовать без опасности для их собственной стороны.

В соответствии с многовековой практикой они обязательно будут вооружены боевыми ножами или мачете, поскольку рукопашный бой неизбежен. Было много разговоров об израильских боевых собаках, прокладывающих туннели, но военный и полицейский кинолог, с которым я разговаривал, отвергает эту идею.

Собаки слишком непредсказуемы в условиях крайнего боевого стресса, и было много случаев, когда под вспышками и шумом перестрелки они поворачивались против своей стороны, пояснил он.

Уничтожение туннелей

ХАМАС нужны туннели, и он, возможно, захочет заблокировать только некоторые из них тактически, но не уничтожить их полностью, используя небольшие взрывы, чтобы не дать противнику использовать конкретный туннель.

Копать в боевых условиях нецелесообразно и делает землекопов уязвимыми в момент устранения препятствия, поэтому заблокированный туннель, скорее всего, останется таковым на протяжении всего конфликта. Израильские военные инженеры объявили, что они испытывают «губчатую бомбу» — устройство, содержащее два химических вещества, которые создают быстро расширяющуюся пену.

Идея состоит в том, чтобы мгновенно создать прочную бетонную пробку, чтобы заблокировать туннели, но при использовании были неудачи, и неясно, готова ли губчатая бомба к использованию. Вместо того, чтобы просто блокировать его, Израиль хочет разрушить каждый туннель, который ему понадобится, поэтому ему придется убедиться, что обрушены все конструкции, а не только входы.

В большинстве случаев этого невозможно сделать, просто заложив взрывчатку внутри туннелей. Для более полного сноса обычно необходимо выкопать глубокие ямы в стенах и потолках туннеля, заполнить их динамитом и взорвать, чтобы глубокая конструкция сотряслась и почва провалилась, заполняя ее.

Немыслимо приступать к таким масштабным инженерным работам во время боевых действий, поэтому Израиль может видеть своей задачей сначала уничтожение боевиков ХАМАС, а затем уж разрушение всей их подпольной сети.

Чтобы сосредоточиться на последней зажаче, Израилю могут потребоваться месяцы, и сначала ему придется выиграть подземную войну, а это также потребует времени.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Источник.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».