Для передачи информации мы нередко используем фразы, о смысле которых досконально не задумываемся. Лишний раз углубляться нет необходимости, ибо выражение уже устоялось, и все так говорят. Либо некоторые, кто в теме.
Я вспомнил 7 фраз, где хотел бы немного докопаться до сути изначально вложенного смысла, либо раскопать ту странность, которой фраза или словосочетание, на первый взгляд, наделены. Погнали.
1. "Да мы в пробке толкаемся"
Эту фразу с разной подачей сейчас произносят все, вплоть до дикторов официальных выпусков новостей. Например, на радио, когда рассказывают про загруженность улиц, можно услышать: "Потолкаться придётся на внутренней стороне ТТК от улицы...до улицы...".
В обычной жизни слово "толкаться" означает вид активности, когда применяется воздействие на тот или иной объект, то есть совершается так называемый толчок. Иначе говоря, происходит контакт определенной силы. Но, если взять такое обстоятельство, как пробка, то такое действие там не применимо. Иначе, всё бы превратилось в одно большое ДТП.
Тем не менее , у слова "толкаться" есть ещё одно значение. Оно больше переносное и скорее устаревшее, но, как видим, и сейчас имеет место быть.
"Приезжий мужик наш с чернобровою дочкой давно уже толкался в народе". Гоголь, Сорочинская ярмарка.
Толкаться, в переносном разговорном смысле - это ещё просто находиться в большой толпе, давке. Правда, у людей там всё равно хочешь не хочешь, а физический контакт происходит.
"Перекрестов толкался на сцене из любви к искусству и отчасти движимый желанием поволочиться за хорошенькими женщинами". Мамин-Сибиряк, Горное гнездо.
Кроме того, слово также употребляется в значении: шляться, ошиваться, бесцельно прогуливаться. Либо просто находиться среди кого-то - даже в таком смысле оно употребимо. Что, кажется, больше всего подходит применимо к пробкам.
2. "Поеду на собаке"
В речи у людей, которые так или иначе связаны с железнодорожной тематикой часто проскакивает слово "собака". Так они называют электричку. Сначала я думал, что такое слово в обиходе используют люди, увлекающиеся темой железных дорог или непосредственно с ними связанные, но позже стало понятно, что его используют все, кому не лень, толком не задумываясь, почему так. Так почему всё-таки "собака"?
Самое распространённое мнение - это факт остановки электрички у столба с табличкой "Остановка первого вагона". Кому-то в голову пришло сравнить это с собакой, которая останавливается пописать на столб. "Встала как собака у столба поссать", в общем. И повелось.
Другое мнение связано примерно с тем же. Электричка зачастую тормозит на каждом даже самом пустынном остановочном пункте, что похоже на собаку, помечающую каждый столб.
А вы называете электричку собакой? Лично я нет.
3. "Это не станция, а платформа"
Продолжу на железнодорожную тематику. В 2011 году в одну из социальных сетей я выложил фотографию железнодорожной платформы Беговая в Москве, подписав её "станция Беговая". А мой знакомый железнодорожник мне прокомментировал снимок, уточнив, что это платформа. Я попросил его рассказать мне разницу. Он ответил: станция это если имеется путевое развитие (стрелки, дополнительные пути). Несмотря на то, что сразу за Беговой идут стрелки, они уже относятся к Тверскому посту (Москве - Белорусской).
Поэтому зачастую, когда на фотографии пишут место съёмки железнодорожного состава, там указывается перегон между станциями, а не ближайшими остановочными пунктами (платформами).
В общем, говоря простым языком, станция - это сложное техническое сооружение, где много путей (т.н. путевое развитие), у неё много функций (сортировка, приём и передача грузов, посадка и высадка пассажиров, отстой составов и др.). При этом сами станции бывают как пассажирскими, так и отдельно грузовыми. Помимо этого, к отдельному виду относят станции сортировки.
На пассажирской платформе нет путевого развития, все используемые пути идут вдоль самих платформ.
4. "Моряки не плавают, а ходят"
Каждого, кто работает на судне, корабле, теплоходе и т.д. коробит фраза, в составе которой есть слово "плавать". "-Плавает говно в проруби, а мы ходим". Грубо, но простите, так оно и есть. В смысле, так они и говорят.
Из-за чего так получилось? Речь тут идёт именно о кораблях. Корабли не плавают, а ходят. Для мореходов и иных работников водного транспорта сложилось устойчивое мнение, что плавает в море мусор, всякая нечисть, либо человек, который кролем или брассом пытается преодолеть водный участок. Также плавает рыба, дельфины там, киты.
Я сам в прошлом отработал год на речном транспорте. Мне говорили, что слово "плавать" неуместно. Корабли ходят, потому что у них есть так называемый движитель, который придаёт судну "ход". Полный оборот гребного винта называют "шагом", что тоже ближе к хождению, а не к плаванию.
В давние времена корабли отождествляли с чем-то одушевлённым, поэтому они не плыли по морю, а пробирались по нему, словно шли. Особенно это было принято у англичан, которые колонизировали значительную часть мировых земель.
Как бы то ни было, по нормам русского языка выражение "корабль плывёт" не является неверным или ошибочным. Всё остальное - профессиональные жаргонизмы. Ведь не просто же так есть словосочетание "капитан дальнего плавания", а морякам перед отправкой в рейс желают хорошего плавания.
5. "Попал в аварию"
Казалось бы, устойчивое выражение, которые употребляют абсолютно все, однако и тут есть свои нюансы.
У понятий "дорожно-транспортное происшествие" и "авария" имеются юридическая основа, с помощью которой они трактуются по-разному. Если вкратце, то ДТП это столкновение двух и более транспортных средств, которое вызвало ущерб (повреждение автомобилей, грузов, вред здоровью и смерть людей). Сюда же относится столкновение автомобиля или иного транспортного средства со столбом, знаком, забором и иным сооружением, в результате которого также имеется ущерб.
Всё, что не является ДТП, можно назвать аварией, однако этот термин не закреплён в ПДД, но есть в других документах. Аварией может быть вылетевший в кювет автомобиль, лёгкое столкновение транспортных средств без повреждений и иные ситуации. Помимо этого, термин "авария" часто употребляется при возникновении внештатных ситуаций на заводах, электростанциях и иных производственных предприятиях. Например, авария на Чернобыльской АЭС.
В одной группе я прочитал, что сотрудники ГИБДД на слово "авария" реагируют примерно также, как моряки на "плавание". Однако это не так. Я как-то сам звонил сотрудникам инспекции, когда был участником ДТП. Они ответили, что "сейчас много аварий", приедем не раньше, чем через три часа. Так что, сами его употребляют в речи. Помимо это, на трассах часто можно увидеть телефон аварийных служб или аварийных комиссаров.
6. "Добрался на 11-ом маршруте"
Не очень часто, но всё же нередко в народе можно услышать фразу, что, мол, добрался 11-ым маршрутом или на 11-ом трамвае. Это выражение означает, что дошёл пешком, на своих двоих (две ноги, как две палочки у числа 11).
Считается, что это выражение появилось на этапе развития общественного транспорта, когда маршрутов в городах было не более 10 и у каждого был номер. Когда невозможно было дождаться тот или иной маршрут, то в шутку говорили, что придётся добираться на 11-ом трамвае (или 11-ым маршрутом).
Интересный факт из жизни. У меня была хорошая знакомая, которая жила в Москве на Первомайской, а училась на ВДНХ. И вот она однажды рассказала, что у неё было куча свободного времени и она отправилась домой на 11-ом трамвае. Я сперва не понял сути, пока она не объяснила. Она прошла пешком всё это длинное расстояние. Однако, ВДНХ и Первомайскую в действительности соединяет 11-й маршрут трамвая.
7. "Карета скорой помощи"
На дворе 21-й век, какие кареты, о чём речь? Однако, устойчивое выражение "карета скорой помощи" употребляется и в настоящее время, особенно в СМИ. Как так вышло?
Сейчас можно заметить, что автомобили скорой помощи - это микроавтобусы, где переднюю часть отводят под кабину, а за ней расположена часть, куда помещают больного или пострадавшего, там же расположено медицинское оборудование. Однако, первые машины скорой помощи были действительно кареты. В Москве такие кареты начали функционировать в 1898 году, а в Европе чуть раньше. Они управлялись запряжёнными лошадьми и имели очень мало места для пациентов.
Каретой называют и сейчас по устоявшейся традиции. Вот таким устойчивым оказалось это название, что пролетело сквозь столько лет.
На этом, пожалуй, всё! Если понравилась статья, запиливайте лайк и подписывайтесь на канал. Спасибо за просмотры!