Найти в Дзене
В РИТМЕ ДЕТСТВА

Романтизм в балете

Романтизм – это направление в искусстве, возникшее в конце XVIII - начале XIX века, сначала в литературе, потом в музыке и живописи. Оно представляло собой новую систему ценностей, которая отличалась от предшествующих эпох. В романтизме придавалось большое значение творчеству, торжеству воображения над реальностью, неприятию окружающей действительности и стремлению к естественному раскрепощению. В балете романтизм появляется в начале 30-х годов. Первый романтический балет «Сильфида» французского композитора Жана Шнейцхоффера в постановке балетмейстера Филиппо Тальони появился на сцене Парижской оперы в 1832 году. Это событие стало поворотным в истории балета. Романтизм обращается к средневековым сказкам и легендам, в которых часто появлялись фантастические существа и духи природы. Существовало четыре стихии: вода, земля, огонь и воздух. В них обитали персонажи, например, в воде - русалки, в земле – гномы, в огне – саламандры, а в воздухе - сильфиды. Основной конфликт романтизма – разл

Романтизм – это направление в искусстве, возникшее в конце XVIII - начале XIX века, сначала в литературе, потом в музыке и живописи. Оно представляло собой новую систему ценностей, которая отличалась от предшествующих эпох. В романтизме придавалось большое значение творчеству, торжеству воображения над реальностью, неприятию окружающей действительности и стремлению к естественному раскрепощению. В балете романтизм появляется в начале 30-х годов.

Первый романтический балет «Сильфида» французского композитора Жана Шнейцхоффера в постановке балетмейстера Филиппо Тальони появился на сцене Парижской оперы в 1832 году. Это событие стало поворотным в истории балета.

Романтизм обращается к средневековым сказкам и легендам, в которых часто появлялись фантастические существа и духи природы. Существовало четыре стихии: вода, земля, огонь и воздух. В них обитали персонажи, например, в воде - русалки, в земле – гномы, в огне – саламандры, а в воздухе - сильфиды.

Сильфида. Изображение сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум
Сильфида. Изображение сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум

Основной конфликт романтизма – разлад мечты и действительности. Существует два варианта романизма:

Созерцательный, пассивный романтизм. Здесь у героя происходит попытка уйти в мечту без изменения внешнего мира

Действенный романтизм. Герой не принимает действительность, он следует за мечтой, не считаясь ни с кем.

Чаще у романтических героев есть невеста, и они находятся в хорошем социальном положении. Но такие герои бросают все ради собственных фантазий и душевных стремлений. В романтических балетах реальное действие противопоставляется фантастическому.

Вместе с романтическим балетом совершенствуется и женская техника танца, появляется много прыжков и полетов, которые достигаются за счет идеальной мелкой техники, появляются танцы на пальцах. Одной из первых балерин, которая начала танцевать на пуантах, была Мария Тальони, дочь Филиппо Тальони. Также романтизм - это последняя эпоха, когда мужской танец был таким же виртуозным, как и женский, постепенно на первый план выходит танцовщица, а мужчина превращается в ее кавалера.

Меняется и костюм. Платье теперь состоит из легкой многослойной юбки до середины икры, что позволяет осуществлять прыжковую технику. Цвет костюма чаще всего белого цвета или пастельных тонов.

Мария Тальони.  New York Public Library, Creative Commons CC0
Мария Тальони. New York Public Library, Creative Commons CC0

Рассказать подробнее об исполнителях и балетах эпохи романтизма?