В минувшее воскресенье, 5 ноября, жители страны выбирали почти 900 мэров населенных пунктов, в том числе градоначальника столицы, и свыше 11 тысяч региональных депутатов местных советов разного уровня. В кампании участвовали около 60 партий, но ключевая гонка, как и ожидалось, развернулась вокруг представителей трех политических сил — правящей партии «Действие и солидарность» (ПДС) президента страны Майи Санду и оппозиционных Партии социалистов и Национального альтернативного движения.
Выборы получились самыми скандальными и самыми жесткими за последнее десятилетие. Предвыборная кампания проходила на фоне зачисток СМИ и оппозиционных сил, которые провела правящая партия. Изначальный предвыборный расклад включал в себя оппозиционную партию «Шанс», которая, по всем опросам, входила в ведущую тройку потенциальных победителей. Однако всего за два дня до выборов премьер-министр Молдавии Дорин Речан объявил о снятии одного из оппонентов властей с выборов под предлогом «защиты интересов государства и демократии». Это решение вызвало резкую реакцию оппозиции. Например, представитель социалистов бывший президент Игорь Додон счел его нарушением конституции страны. «В обществе складывается революционная ситуация. И для граждан, и для оппозиционных партий приближается момент, когда нам предстоит спасти Молдову от фашизма», — эмоционально написал политик в своем Telegram-канале.
К этому стоит добавить, что одной из основных оппозиционных партий — «Шор» — доступ к выборам был закрыт еще раньше. Более того, власти Молдавии пообещали не дать кандидатам от этой партии участвовать в голосовании, хотя конституционный суд страны признал такие меры нелегитимными. Политическая сила, выступающая организатором множества демонстраций против властей, попала под запрет еще в июне под предлогом якобы незаконного финансирования и якобы связей с Россией.
Вообще антироссийская риторика стала главным лейтмотивом избирательной кампании властей Молдавии в преддверии голосования. Например, президент страны Майя Санду заранее обвинила Москву во «вмешательстве» в выборы, а также в инвестициях в молдавские партии и политиков, связывая это с противодействием «европейскому выбору» народа страны. По причине «неправильной» риторики в республике закрывали не только оппозиционные политические партии, но и различные медиа. Так, накануне выборов, в октябре, спецслужбы Молдавии заблокировали свыше 30 интернет-порталов, в том числе несколько десятков российских СМИ, и шесть телеканалов.
Как известно, в 2021 году партия Майи Санду «Действие и солидарность» стала правящей. За два года ее правления Молдавия вместе с Украиной получила статус кандидата в члены ЕС, и это выдавалось партией в качестве главного своего достижения. Однако за этот же период уровень жизни в стране катастрофически обвалился, инфляция достигла рекордной за последние 20 лет отметки — 30 % в прошлом году. А также был взят курс на конфронтацию с Россией, который большинство населения не поддерживало.
Нынешние итоги выборов местной власти наглядно продемонстрировали, что политику действующей власти молдаване в массе своей не одобряют. Лучший результат из оппозиционеров показала Партия социалистов Молдавии (ПСРМ), возглавляемая Игорем Додоном. Кандидаты ПСРМ одержали победу в первом туре на выборах мэров шести городов страны. Это лучший результат из всех партий. Еще в пяти городах представители Партии социалистов вышли во второй тур.
Кандидаты от партии власти займут пост мэра максимум в шести городах из 36, кроме того, ПДС не получит более 50 % голосов ни в одном из районных советов. Правящая партия также проиграла выборы и в Кишиневе, где победил действующий мэр Ион Чебан и его партия «Национальное альтернативное движение», и во втором крупнейшим городе страны — Бельцах, где во второй тур вышли представители оппозиционной «Нашей партии» и независимый кандидат, близкий к опальной партии «Шор». Своеобразным «щелчком по носу» для Майи Санду стал проигрыш уже в первом туре кандидата от правящей партии и в родном селе молдавского президента Рисипенах.
Эксперты посчитали, что в 2020 году, когда Санду победила на президентских выборах, за нее проголосовали около 1 млн избирателей, через год на парламентских выборах ее партия, став правящей, получила около 775 тысяч голосов. И вот теперь, когда она использовала весь административный ресурс, ее кандидаты заручились поддержкой лишь 300 тысяч избирателей. Тревожная тенденция для партии, исповедующей европейский курс развития.