Найти тему
Газета о России

Лазерная утилизация от «Росатома»

Знаете ли вы, сколько корабельных останков покоится на дне морских акваторий? Как правило, их утилизация представляет собой существенную проблему. Недавно у берегов Сахалина начались работы по подъёму затонувших судов с применением мобильного лазерного комплекса, созданного специалистами Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ»), входящего в госкорпорацию «Росатом».

Суда наверх!

Работами, стартовавшими в районе города Корсакова, занимаются совместно «Росатом» и российская морская инженерная компания Tazmar Maritime. Лазерный комплекс, который используют специалисты, позволяет ускорить процесс извлечения накопившегося на дне водоёмов промышленного мусора. Устройство умеет разделять на части металлоконструкции толщиной до 260 мм на дистанции до 300 м.

Использование лазерных технологий позволяет быстро «разобрать» объект на крупные фрагменты. Но самое главное – работы проводятся дистанционно. Это важно для обеспечения безопасности персонала, так как при тесном физическом контакте с объектами утилизации достаточно велик риск нештатных ситуаций – взрывов, заражений, несчастных случаев и прочего.

На утилизацию первого объекта ушло около недели. При помощи лазера удалось разрезать корабль, затонувший в 50 метрах от берега. Также была произведена подводная резка корпуса судна, расположенного на глубине около 4 метров вблизи причала. По завершении подводных работ процесс продолжился на суше.

В течение двух лет планируется утилизация 16 судов, находящихся в районе Сахалина. А всего таким образом предстоит разобраться с 68 затопленными кораблями, в том числе в районе Камчатки, Приморья и Магаданской области. Кстати, согласно региональной статистике, на территории Российской Федерации есть более 250 затонувших судов, доступных для подъёма с береговой линии.

   Мобильный лазерный комплекс поможет утилизовать затопленные корабли у берегов Сахалина, в районе Камчатки, Приморья и Магаданской области   
Фото: Росатом
Мобильный лазерный комплекс поможет утилизовать затопленные корабли у берегов Сахалина, в районе Камчатки, Приморья и Магаданской области Фото: Росатом

Высокое качество и безопасность

Как рассказал «Газете о России» генеральный директор ГНЦ РФ ТРИНИТИ Кирилл Ильин, устройство, разработанное командой института, не имеет аналогов в мире.

Это очень важный в масштабах страны экологический проект, – прокомментировал Ильин. – Обычно подъём судов, длительное время пролежавших под водой, довольно сложная задача. Для этого требуются громоздкое спецоборудование, масса технологических и человеческих ресурсов. Разработанный нами лазерный комплекс поможет не только эффективно решить задачу утилизации, но и сэкономить ресурсы. Причём он может применяться в самых различных отраслях, скажем, при ликвидации техногенных аварий или проведении каких-либо оперативных технологических работ.

По словам руководителя проекта судоподъёма Tazmar Maritime на острове Сахалин Андрея Трубицына, подход к делу у корпорации «Росатом» – социально ответственный и высокопрофессиональный.

– Здесь объединены научно-техническая экспертиза и оперативное управление проектами, благодаря чему работы выполняются в срок и на высококачественном уровне, а также обеспечивается экологическая безопасность, – подчеркнул Трубицын.

Зачем нужна генеральная уборка?

Но зачем вообще поднимать наверх суда, да ещё столь высокотехнологичным способом?

Начнём с того, что на территории России встречается немало объектов, которые могут представлять экологическую, химическую, радиационную опасность. Это разного рода свалки, вышедшие из строя техногенные объекты, заброшенные полигоны и промышленные предприятия. Рано или поздно они начинают оказывать негативное воздействие на окружающую среду и на здоровье живых существ, находящихся поблизости.

Поскольку проблема довольно серьёзна и требует решения в кратчайшие сроки, в 2021 году по поручению премьер-министра Михаила Мишустина был утверждён федеральный проект «Генеральная уборка», включённый в состав государственной программы «Охрана окружающей среды». Главная его цель – ликвидация экологически опасных объектов на всей территории России.

Регионам на условиях софинансирования будут выделены средства: в 2022-2024 годах в федеральном бюджете на мероприятия «Генеральной уборки» запланировано 20 млрд рублей. За счёт этих финансов проведут обследование объектов и аналитическую оценку их воздействия на экологическую обстановку. По итогам анализа будут приниматься решения о ликвидации объектов, наносящих наибольший вред окружающей среде. Это в первую очередь свалки, нефтешламовые амбары и резервуары для хранения химикатов. Кроме того, уже начата работа по ликвидации 60 заброшенных скважин в Краснодарском крае.

Обычно, если где-то присутствуют несанкционированные свалки, радиоактивные объекты или отходы химических производств, то местное население, как правило, начинает само бить тревогу и обращаться в различные инстанции с требованием ликвидировать опасные «точки». С другими же объектами всё не так очевидно.

Техногенные аварии могут не иметь явных, бросающихся в глаза последствий. Затонувшее судно опускается на дно и может не восприниматься местными жителями и властями как мусор. Между тем, даже если корабль и не перевозил опасный груз (нефтяные и химические продукты, радиоактивные и другие вещества, которые могли попасть в воду и отравить её), риски всё равно существуют.

Например, с течением времени металлы, из которых состоит судно, вступают в химические реакции с водой или воздухом, происходят коррозионные процессы, что меняет состав окружающей среды. Могут даже выделяться ядовитые газы. Небезопасные вещества губительно влияют на планктон, водяную флору и фауну. Люди и животные, которые потребляют, например, рыбу из данной зоны или купаются в этих местах, подвергаются риску.

   Работы по подъёму затонувших судов с применением мобильного лазерного комплекса, созданного специалистами ГНЦ РФ ТРИНИТИ   
Фото: tazmar.com
Работы по подъёму затонувших судов с применением мобильного лазерного комплекса, созданного специалистами ГНЦ РФ ТРИНИТИ Фото: tazmar.com

Ещё один фактор – корабельные останки зачастую привлекают любопытных. Нередко такие объекты становятся местом «паломничества» для детей, подростков и молодёжи. Непременно найдутся и «кладоискатели», которые захотят проникнуть на потерпевший крушение корабль в целях наживы, ведь там могут оставаться различные вещи, ценности, технические приборы…

Как и в случаях с различными заброшками, такие «вояжи» представляют прямую опасность для жизни, поскольку и без того повреждённые конструкции при механическом воздействии на них, весьма вероятно, просто рухнут. И человек, находящийся на борту, может получить увечье. Не исключён и летальный исход. Поэтому, во избежание драматических ситуаций, следует принимать меры к ликвидации таких объектов.

В перспективе затонувшие суда могут быть не только извлечены на поверхность, но и переработаны для вторичного использования.

Применение передовых, тем более безопасных технологий, существенно упростит процедуру утилизации и сделает её возможной даже в тех случаях, когда до объекта сложно добраться. Что мы, собственно, и наблюдаем на примере «Росатома».

Ирина Шлионская