Мы продолжаем изучать глобальное исследование рынка обуви World Footwear Yearbook 2023, традиционно представляемое Португальской ассоциацией производителей обуви APICCAPS по итогам предыдущего финансового года. На сегодняшний день это исследование отражает наиболее достоверную картину производства, экспорта и потребления обуви в мире, а также фиксирует изменения в ассортименте востребованной продукции и маршрутах передвижения товаров.
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ ПОТОКИ
Азия выделяется как наиболее ориентированный на внешний рынок континент с точки зрения экспорта обуви, при этом 70% экспорта из азиатских стран направляется на другие континенты. Напротив, только 14% европейского экспорта покидает континент, поскольку существует значительный объем торговли внутри европейских стран, особенно внутри Европейского Союза (таким образом, 86% европейского экспорта происходит между европейскими странами). Северная Америка демонстрирует аналогичную картину: только 25% экспорта направляется на другие континенты. И наоборот, большая часть экспорта из Африки, Океании и Южной Америки отправляется в другие части света.
Внутриевропейская торговля составляет почти треть всего мирового экспорта обуви. И хотя это самая большая доля мировой торговли обувью, за последнее десятилетие она снизилась на 4 процентных пункта. Напротив, доля внутриазиатской торговли увеличилась на 5 процентных пунктов до 18%. Два других основных товаропроводящих потока являются экспорт обуви из Азии в Европу (19%) и в Северную Америку (18%). Остальная часть мировой торговли обувью в основном состоит из экспорта из Азии на другие континенты, экспорта из Европы в Азию и Северную Америку, а также торговли внутри Северной Америки.
ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ЭКСПОРТА
Кожаная обувь лидирует в экспорте по стоимости, но по объему на первом месте стоит резина и пластик.
Три основных типа обуви – резина и пластик, кожа и текстиль – доминируют в мировом экспорте обуви, составляя 97% от общего объема. За 2013-2018 гг. произошел значительный сдвиг в товарной номенклатуре торговли обувью. Доля резиновой и пластиковой обуви в поставках снизилась с 54,9% до 47,1% (почти на 8 процентных пунктов). Напротив, текстильная обувь продемонстрировала значительный рост с 21,6% до 32,2%, прибавив более 10 процентных пунктов. Однако за последние четыре года эти доли оставались относительно стабильными. Кожаная обувь составляет 15,1% от общего объема экспорта. При этом доля кожаной обуви составляет более трети общего объема мирового экспорта в денежном выражении из-за ее более высокой средней цены. На резиновую и пластиковую обувь приходится 29% экспорта в денежном эквиваленте, текстильная обувь занимает примерно такую же долю как по стоимости, так и по объему.
Различные вариации объема и стоимости отражают различия в средних ценах на разные типы обуви.
Кожаная обувь отличается гораздо более высокой средней ценой ($27,52) по сравнению со всеми другими видами. Тем не менее, здесь зафиксирован наименьший рост цен – всего на 0,8% в 2022 году и на 10,5% за последнее десятилетие.
Резиновая и пластиковая обувь стоит скромные $7,12, но только за 2022 год она выросла в цене на 14,4%, а с 2013 года подъем составил 62,8%.
Цены на текстильную обувь достигли $11,58 за пару, показав рост на 3,2% в 2022 году и на 62% за десять лет.
Резиновая и пластиковая обувь исторически служила основой доминирующего положения Азии в обувной промышленности. Однако за последнее десятилетие ее доля в азиатском экспорте в натуральном выражении снизилась на 8 п.п. и составила 49,5%. С другой стороны, текстильная обувь продемонстрировала заметный рост, прибавив 10 п.п. и составив 32,2% от азиатского экспорта. Доля кожаной обуви осталась стабильной на уровне около 12%. Этот переход от более дешевой резиновой и пластиковой обуви к более дорогой кожаной обуви во многом объясняет общее увеличение средней экспортной цены в Азии.
В Европе доля экспорта текстильной обуви также выросла на 10 п.п., достигнув 32,2% в общем объеме. Однако этот рост произошел за счет более дорогой кожаной обуви, что привело к более скромному увеличению европейских экспортных цен по сравнению с другими континентами. В настоящее время все три основных типа обуви занимают одинаковые доли рынка в Европе – около одной трети от общего объема. В Африке и Южной Америке резиновая и пластиковая обувь по-прежнему доминирует в производстве, а текстильная обувь завоевала большую долю рынка в Южной Америке и Океании.
КРУПНЕЙШИЕ СТРАНЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОБУВИ
На долю 20 крупнейших производителей обуви приходится 93% мирового производства и 87% общего объема экспорта. В 2022 году в списке Топ-20 произошли незначительные изменения (единственным новичком стала Мьянма, пришедшая на смену Египту, а среди Топ-9 изменений не произошло. Китай занимает доминирующее положение как в производстве, так и в экспорте, представляя более половины общего объема мирового производства. Несмотря на огромную численность населения, более 70% обувной продукции Китая экспортируется. Другие известные азиатские производители, такие как Индонезия, Таиланд и Турция, также ориентируются на экспорт. Однако не все успешные национальные обувные отрасли в значительной степени зависят от экспорта. Индия, второй по величине мировой производитель, в первую очередь полагается на свой внутренний рынок – только 11% ее продукции идет на экспорт. Такие страны, как Иран, Пакистан и Филиппины, демонстрируют еще более низкий уровень экспортной ориентации. За пределами Азии ограниченную экспортную ориентацию демонстрируют Аргентина, Бразилия, Эфиопия, Мексика и Нигерия. А экспорт обуви из Италии и Испании превосходит внутреннее производство этих стран – за счет реэкспорта импортной обуви под собственными брендами. Например, экспорт обуви из Испании составляет 180% от объема ее производства.
Основные страны-производители обуви по-прежнему демонстрируют различные экспортные цены, на которые влияют ассортимент продукции и стратегии ценообразования. Италия лидирует на мировом рынке со средней ценой, превышающей $60 за пару. Эта цифра продолжает расти, несмотря на увеличение доли резиновой, пластиковой и текстильной обуви в ее экспорте. На втором месте идет Португалия со средней ценой $28 за пару. А средняя экспортная цена китайской обуви составляет всего $6 (при этом, после периода относительной стабильности в течение предыдущего десятилетия, за последние два года рост экспортных цен в Китае составил 30%). Недавний подъем Турции среди ведущих мировых производителей и экспортеров обуви также обусловлен стратегией низких цен.
ПОТРЕБЛЕНИЕ ОБУВИ В МИРЕ
Огромное население Китая и Индии, естественно, делает эти страны важными рынками обуви. Однако большая часть их внутреннего спроса удовлетворяется сильной местной промышленностью, что приводит к относительно небольшому проценту импорта из других стран. Эту же модель, хотя и в меньших масштабах, можно наблюдать в таких странах, как Бразилия, Пакистан и Бангладеш. США являются вторым по величине рынком в мире, что обусловлено в значительной степени богатством населения этой страны. Американский спрос в значительной степени зависит от импорта, что делает США и крупнейшим импортером обуви в мире. Аналогичная картина складывается также в Японии и Великобритании: импорт в этих странах покрывает почти 100% потребления обуви.
В некоторых европейских странах, включая Францию, Германию, Италию и Испанию, соотношение импорта к потреблению еще выше. Это указывает на то, что значительная часть их импорта предназначена для реэкспорта на другие рынки. Так, имеющая относительно небольшую внутреннюю обувную промышленность Германия приобрела статус 5-го по величине экспортера в мире (соотношение импорта к потреблению в стране составляет 167,7%).
Обувная промышленность азиатских стран с сильной экспортной ориентацией часто специализируется на производстве дешевой продукции. Таким образом, ограниченный импорт Китая в первую очередь обслуживает высокий сегмент местного рынка. Со средней ценой $31 за пару импортной обуви Китай лидирует в Топ-20 крупнейших стран-потребителей. Ровно по той же причине на втором месте этого рейтинга оказалась и Турция. А вот более ориентированные на внутренний рынок Индия, Пакистан и Филиппины не демонстрируют такого тренда.
Автор: Юна Завельская
Продолжение следует...