С чего всё началось?
В начале 2023 года мы приняли на обслуживание многоквартирный дом (МКД), 2019 года постройки, который до нас обслуживала управляющая компания (УК) от застройщика.
Коммунальные услуги оплачивались собственниками по прямым договорам со всеми ресурсоснабжающими организациями (РСО) изначально. И при проведении собрания по смене УК в повестку дня был также включен вопрос о ежемесячном распределении объема всех коммунальных услуг (включая электроэнергию), предоставленных на содержание общедомового имущества (СОИ) в размере фактического потребления соответствующей коммунальной услуги (согласно требованиям Постановления Правительства РФ № 92).
Однако, в первый же месяц после получения счетов от РСО по электроэнергии, мы обратили внимание на высокие цифры по потреблению на СОИ (электроэнергия), не характерные для данного типа домов.
По результатам первого месяца обслуживания было рано делать какие-то выводы, но на следующий месяц ситуация повторилась. По данным РСО потребление на СОИ (электроэнергия) получалось больше, чем суммарное потребление всех индивидуальных (квартирных) приборов учета (ИПУ) в доме. Такое положение вещей было явно ненормальным и наша команда начала собирать данные для анализа ситуации и выявления ее причин.
Какая задача перед нами стояла?
Необходимо было провести детальный анализ и проверку всех цифр, выставляемых в платежных документах от РСО как в УК, так и жителям, чтобы выявить возможные ошибки со стороны РСО, обеспечив тем самым прозрачность и достоверность данных по начислениям и экономию для жителей.
Это большой объем работы и без автоматизации процесса было не обойтись. Мы собрали все данные, необходимые для анализа и разработали табличную программу, которая содержала в себе, в том числе, показания по всем общедомовым (ОДПУ) и индивидуальным (ИПУ) приборам учета, установленным в доме. В этой программе можно увидеть как показания, полученные от РСО, так и показания, переданные жителями, и показания, полученные УК в ходе поквартирных обходов. Причем программа позволяет сортировать данные по каждому помещению в доме в отдельности и по дому в целом, а также по периоду времени. В итоге получилась большая база данных, где автоматизирован анализ каждого численного значения!
Что показали полученные данные?
Эти данные позволили нам сделать предварительные выводы о причине проблемы, которые в итоге оказались верными. Однако, для исключения ошибки мы привлекли независимую организацию, которая провела аудит всей системы электроснабжения многоквартирного дома. По итогам аудита эксперты подтвердили наши выводы.
В чем крылась причина проблемы?
В начисления РСО по СОИ (электроэнергия) закралась ошибка, тянущаяся с момента ввода дома в эксплуатацию и заключения первичного договора на энергопотребление с предыдущей управляющей организацией (от застройщика).
Данная ошибка увеличивала платежи на СОИ (электроэнергия) для жителей в 3-4 раза, и в итоге платежи на СОИ для каждой квартиры были даже выше платежей за индивидуальное (квартирное) потребление электроэнергии.
Суть ошибки была в том, что ресурсоснабжающая организация при расчете потребления СОИ (электроэнергия) жилых помещений принимала к расчету также показания прибора учета одного из нежилых помещений в доме. При этом, собственник данного нежилого помещения имел свой договор с РСО и самостоятельно оплачивал свои показания. То есть показания одного и того же прибора учета оплачивались дважды – собственником нежилого помещения и собственниками всех квартир в доме в составе платежей за СОИ (электроэнергия). РСО все это время получала неосновательное обогащение.
Что было предпринято для исправления ситуации?
Заручившись всеми собранными фактами и доказательствами, мы подготовили письмо в РСО с требованием произвести корректировку начислений по СОИ за весь период нашего обслуживания.
По итогам рассмотрения нашего обращения, РСО согласилась с нашими доводами и полностью удовлетворила все наши требования.
Результат!
Благодаря вовремя выявленным ошибкам и своевременному реагированию, мы смогли:
1. Устранить проблему, которую никто не замечал годами;
2. Вернуть жителям излишне уплаченные в РСО денежные средства;
3. Предотвратить последующие необоснованные переплаты;
4. Повысить доверие жителей к нашей компании.