Найти тему
Новая-Газета Кубани

Утерянная история Екатеринодара

От Свято-Екатерининской церкви, возведённой в честь победы над Наполеоном, ныне остались одни руины

– Идея возведения этой церкви, посвящённой победе в Отечественной войне 1812 года, принадлежит кубанскому просветителю Кириллу Россинскому, –рассказывает известный кубанский историк, заслуженный работник культуры Кубани Наталия Корсакова. – Ещё были живы участники той войны – в частности, сын атамана Федора Бурсака, Афанасий, возглавлявший Собственный его Императорского величества конвой. Были и иные участники той войны, сделавшие немалые пожертвования на строительство церкви. Жертвовал в том числе и сам атаман Бурсак, и его сыновья, Павел и Афанасий. Россинский же представил образ этой церкви, он же нашёл плотника Минского куреня Петра Кучера, с которым 23 июня 1813 года по договору было обещано 4000 рублей, десять быков, десять ведер топленого масла и десять ведер горилки. Взамен он обязался за год, ко дню Святой Екатерины, возвести эту церковь без единого гвоздя. В то время вообще много создавалось храмов, посвящённых победе над французами, так что в этом плане Россинский, что называется, «попал в струю». Храм был срублен из соснового леса и уже в 1814 году освящен в честь Великомученицы Екатерины. Церковь встала в центральной части города, на улице Екатерининской. Надо сказать, что церковь не была только лишь культовым сооружением – при ней Кириллом Россинским была создана школа, в которой бесплатно обучались дети горожан. Там же было и небольшое кладбище, где были похоронены те, кто давал большие пожертвования, а позже – другие почётные жители нашего города. Кладбище существовало и после постройки нового собора, будучи снесено лишь после Великой Отечественной войны, будучи застроенным жилыми зданиями.

-2

Сама же церковь Святой Екатерины простояла почти век, но 17 октября 1889 года, через год после крушения царского поезда и чудесного спасения членов императорской семьи, было принято решение о постройке на месте деревянной церкви собора с семью престолами – ныне Свято-Екатерининский собор. Собор заложили 23 апреля 1900 года, а уже в 1908 году встал вопрос и о судьбе деревянной церкви. Власти хотели снести обветшавший храм, но возмутилась верующая общественность, настоявшая на сохранении третьего по возрасту храма Екатеринодара. Наказной атаман Кубанского казачьего войска Михаил Бабыч обратился с ходатайством в Императорский совет Общества защиты исторических древних памятников, под председательством Великого Князя Николая Михайловича. Была представлена фотография этой церкви, с Кубани специально выезжала комиссия под руководством Бабыча, рассказывавшая в Обществе защиты памятников об истории храма. И в результате церковь была признана «редким историческим памятником, заслуживающим охраны и самой заботливой реставрации».

-3

В итоге храм был аккуратно, по дощечке, разобран и перевезён на Титаровскую межу на Новых садах (в советское время – Сады Калинина). 9 (22) сентября 1914 года храм был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы. За церковной оградой разместилось кладбище, существующее и поныне. Однако, не успели священник и прихожане освоиться на новом месте, как прогремела сначала революция, потом Гражданская война. С укреплением Советской власти начались гонения на церковь и священнослужителей. 9 апреля 1920 года было вынесено постановление о национализации в Екатеринодаре всех театральных, кинематографических и церковных помещений со всем их имуществом. С 1922 года началось изъятие ценностей из храмов, а в июне 1922 года все ценности были вывезены в Москву. Храм Рождества Пресвятой Богородицы продолжал действовать до 1930 года, после чего был закрыт, а само помещение передано колхозу под склад. В годы войны здесь стояла воинская часть немцев, пролегал кабель связи, который периодически пытались повредить неизвестные патриоты. В ответ немцы грозили местным выборочными расстрелами.

Село Калинино, Екатерининская церковь, на Садах в 30-е гг 20 века
Село Калинино, Екатерининская церковь, на Садах в 30-е гг 20 века

– Вопрос о возвращении храма верующим встал лишь после освобождения города, – рассказывает один из последних прихожан утраченной церкви Павел Мирошниченко, – активное участие в этом принял мой дед Мирошниченко Антип Маркович. Точная дата открытия храма неизвестна, предполагается, что это произошло в конце 1943 года. Антип Мирошниченко стал первым старостой открытого храма, за что 15 января 1944 года он был отмечен почётной грамотой от епископа Кубанского и Краснодарского Фотия. Активное участие в ремонте храма принимал и мой отец, Порфирий Мирошниченко. Антип же Мирошниченко умер 23 июня 1960 года и был похоронен здесь же, на этом кладбище.

-5

За могилами отца, деда и матери, а также иных своих родных Павел Порфирьевич бережно ухаживает по сей день. Он сам – словно живая история этого отдельно взятого микрокосма, сберегающий память о выдающих людях церковной общины.

-6

– Вот здесь был похоронен протоиерей Трофим (Лозовой), – указывает он, –второй священник из тех, что служили здесь после повторного открытия храма. До него, по воспоминаниям старожилов, здесь служил отец Александр. Жил он в посёлке Пашковском и добирался до места службы сначала трамваем до станции Черноморка (ныне остановка Краснодар-2), а затем пешком до самой церкви. Также добирался и отец Трофим – даст колхоз подводу, хорошо, не даст – иди пешком. О нём у старожилов остались самые тёплые воспоминания. На все требы: освятить жилище, причастить больного, исповедовать лежащих он никогда не отказывался. Один из тех священников, что действительно СЛУЖАТ. Сейчас такие редкость: большинство батюшек не служат, но работают. Жил очень скромно, рассчитывал в основном на помощь прихожан да на продукты с собственного огорода. Умер протоиерей Трофим в 1996 году: те, кто его знал, рассказывают, что он говорил, что умрёт в 90 лет на Рождество – так и случилось.

-7

Похоронены на кладбище и иные прихожане, судьбы которых тесно переплетены с судьбой самой церкви. Так свой последний приют близ церкви нашла и Татьяна Кошель, бывшая псаломщиком с момента открытия храма в 1943 году. Тётка Татьяны Кошель была послушницей в женском монастыре, а после того, как сам монастырь разогнали, она вернулась в семью. Она и научила пятерых племянниц, в числе которых была и Татьяна Ефимовна, читать на старославянском, петь псалмы и молитвы. Сам Павел Мирошниченко, помимо того, что был прихожанином церкви, мог участвовать и в самой службе, пономарем. В детстве у него появились проблемы из-за своей веры – мать запрещала ему вступать в пионеры, что вызывало соответствующую реакцию как сверстников, так и учителей. Но от привычного уклада, всей его жизни Павел Мирошниченко так и не отступился, оставаясь прихожанином церкви Рождества Святой Богородицы до её закрытия.

-8

– Церковной оградой служила живая изгородь из живой акации, – рассказывает Павел Порфирьевич, – на престольный праздник, после литургии и молебна, перед этой оградой у самого входа на кладбище устанавливали два котла на карнизах, в которых готовили праздничный обед. Народу на праздник собиралось много – приезжали с Водников, Витаминкомбината, посёлка Южного, улиц Народной, Средней, Российской, Горхутора и ряда других. На кладбище, что сразу за церковной оградой, везли покойников с перечисленных выше улиц и посёлков. Поминовение усопших после Пасхи проводилось в понедельник после Фоминой недели. После панихиды священник ходил по кладбищу на могилки родственников прихожан, а потом, на центральной аллее кладбища, на траве накрывали скатерть. Был общий поминальный стол, на который выкладывалось всё, что кто принёс. На Великий пост было принято приносить в храм на поминальный стол мёд.

Церковь святой Екатерины  лето 1972
Церковь святой Екатерины лето 1972

Обветшавший храм, по словам Павла Мирошниченко, закрыли в 1962 году. Повесили табличку, что церковь является историческим памятником, а в доме, где ранее жил священник, поселили милиционера. В конце 70-х много говорилось о том, чтобы сделать эту церковь частью этнографического музея «Кубанская станица». По словам старшего научного сотрудника краевого краеведческого музея Наталии Корсаковой, в этом музее под открытым небом предполагалось построить ветряную мельницу, амбары, дома атаманов и простых казаков, а заодно и перенести из посёлка Калинино исторический деревянный храм города. Поговаривали также, что на этот перенос в своё время были выделены деньги, однако в ночь с 11 на 12 февраля 1978 года храм сгорел. Причины этого пожара толком не установлены по сей день.

-10

– Несмотря на то, что церковь была признана историческим памятником, никакой реставрации там не проводилось, – рассказывает Наталья Корсакова, – незадолго до гибели церкви, там были уничтожены фрески, стены расписаны местными школьниками. Церковь фактически еле держалась в те годы. А в 1977 году вышло постановление крайисполкома о том, что надо всё-таки сделать этнографический музей. Тогда и была написана упомянутая выше статья – в декабре 1977 года. Но уже в феврале 1978 года, как уже говорилось, церковь сгорела. Это вызвало возмущение общества охраны памятников – как случилось, куда смотрела милиция. Известный кубанский журналист, позже видный деятель возрождения кубанского казачества Александр Берлизов провёл собственное расследование. Официально было объявлено, что церковь подожгли ночевавшие в ней бомжи. Но есть и другие сведения – старожилы Садов Калинина вспоминают, что рядом с церковью, с разрешения администрации этого посёлка, некий товарищ устроил коптил уток, на продажу. Так что вопрос о том, почему сгорела эта церковь, остаётся открытым. Надо сказать, что тогдашние власти вообще относились к церкви с пренебрежением: по идее, объект, признанный памятником республиканского значения, должен реставрироваться, к нему должны водить экскурсии и всё такое. Ничего этого не было – вы сами видите фотографии, в каком церковь была состоянии незадолго до пожара. Хотя разговор о создании этнографического музея, куда я предлагала перенести и эту церковь, действительно был. Была даже выделена земля в 90 гектаров в парке 40-летия Октября – там, где сейчас Солнечный остров. Был прикреплён к этому проект архитектора Филиппова, сделавшего генеральный план этого музея. Часть территории планировалось уступить под чисто казачьи экспонаты, а часть экспозиции должны были занимать культурное достояние народов Кубани. В частности, предполагалось создать экспозицию адыгского аула. Тогда же создавалось Кубанское водохранилище, и много предметов вывезли из аулов, предназначенных к затоплению, включая даже некоторые постройки. Но потом в крайкоме решили отказаться от этой идеи – единственным её следствием стало создание в краеведческом музее великолепных этнографических коллекций.

-11

Лишь в 90-х начались разговоры о восстановлении храма. По словам Павла Мирошниченко, бывшие прихожане обратились в Свято-Екатерининский собор, настоятель которого прислал священника, протоиерея Сергия. После осмотра пепелища тот рекомендовал создать церковную общину, убрать мусор, вырубить поросль вокруг развалин, обратиться с ходатайством к властям города о возвращении церковной земли общине и восстановлении сгоревшего храма, подключить казачество к решению этих вопросов.

-12

21 сентября 1993 года на месте сгоревшей церкви прошла первая служба под открытым небом. Позже для служб на месте установили списанный пассажирский вагон. Казаки установили на развалинах храма поклонный крест с надписью «Церковь Рождества Богородицы. Памятник Черноморской старины 1814 года». Однако, в конце концов, от идеи воссоздания храма отказались – вместо этого было решенопостроить новый храм. Его возводили, что называется, «всем миром» – кто из прихожан предоставлял деньги, кто стройматериалы, многие и сами участвовали в строительстве.

– В 1993 году в посёлке Пашковском во вновь открывшейся церкви на улице Ярославского я увидел икону Рождества Пресвятой Богородицы, –рассказывает Павел Мирошниченко, – ту самую, что была на иконостасе сгоревшего храма с момента его переноса в 1914 году и до закрытия в 1962 году. В 1997 году начались переговоры с епархией о возвращении иконы в строящийся храм в посёлке Калинина. Вскоре икона вернулась на своё законное место на иконостасе новой церкви.

-13

Сам Павел Порфирьевич давно пенсионер – и сейчас немало времени проводит при новом храме, помогая, чем может. От старой церкви остались только кольцо из остатков фундамента да поклонный крест. Однако прихожанин старой церкви и по сей день живо помнит малейшие детали богослужений и быта немногочисленной общины: о том, как священнику подавались грамотки, с которых священник читал «за здравие» и «за упокой», о том, какой уголь зажигался в кадиле, о стоявшем возле храма колодце, который в 30-е года неизвестный пытался отравить мышьяком. В его рассказах – сам дух эпохи крохотной несоветской общины, вынужденной выживать в условиях атеистического государства.

-14

– В идее восстановления церкви, в её изначальном виде нет ничего невозможного, – убеждена Наталья Корсакова, – в музее есть чертежи, по которым она была построена, есть разные технологии строительства. Раз уж Петр Кучер сделал её сам, без единого гвоздя, наверное, же и у наших архитекторов получится не хуже. Можно её восстановить, конечно, не в посёлке Калинина, а где-то в центре, например, в Городском саду. Но, похоже, подобные проекты сегодня мало кому интересны. Сейчас продолжается какое-то негативное отношение к историческому наследию Екатеринодара, идущее ещё от советской власти пренебрежение: мол, кому нужно это «старьё»? У народа воспитывалось такое отношение, что всё стоящее в Краснодаре создавалось лишь в советский период, а всё остальное не стоит внимания. Не нужно это хламьё, старьё, и поэтому очень многое разрушилось, сгорело, пришло в упадок. И сегодня, когда говорят о возрождении казачьих ценностей, духовных традиций, надо именно этим озаботиться – сохранением старинных зданий. Обратить внимание, например, на то, что происходит со старинными домами по улице Горького – от улицы Красной и до Дмитриевской дамбы. Особняки тех людей, что создавали наш город, стоят там с зияющими чернотой окнами, с разбитыми дверями, сорванной лепкой и держащейся буквально на честном слове ковани. А ведь там жили видные граждане, что поднимали в Екатеринодаре торговлю, создавали заводы. Стоит вспомнить хотя бы имя такого известного благотворителя, как Борис Черачев, безвозмездно давшего несколько тысяч на постройку Зимнего театра в Екатеринодаре. В этой же части города жил известный наш деятель культуры – регент Кубанского казачьего хора, композитор, собиратель народных песен Григорий Концевич. Перечислять можно долго и так же долго можно идти по улице Горького, наблюдая как все эти дома приходят в упадок. В других местах, где такие же дома берут в аренду, им делают косметический ремонт – и при этом убирают год постройки. Я уже несколько раз замечала это – от 1913 года осталась только единица. Вот это зачем делается – что, современный владелец хочет показать, что он этот дом строил? Мы утратили замечательные памятники художественной ковки, то, чем наш город славился – все эти надкрылечные зонтики, цветы, фантастические животные, геометрический орнамент –предмет необычайной гордости дореволюционного Екатеринодара, с момента основания славившегося искусством своих кузнецов. В 70-е годы пытались ещё что-то сохранить, даже был создан каталог «Екатеринодарские узоры». Но дальше дело так и не пошло. А ведь менее чем через полтора года наш город будет отмечать 230-летие. Может, стоит повнимательнее приглядеться к тому, что ещё осталось от его исторического наследия? Научиться беречь его, считать частью нашей истории, нашей культуры, национального восприятия. Очень бы не хотелось бы, чтобы участь Свято-Екатерининской церкви разделили бы и те остатки исторических памятников, которые всё ещё украшают наш город.

(Публикация из архива редакции)