Найти в Дзене

На подлёте к революции: каким будет НПЦ для беспилотников в Петербурге

Оглавление

Смольный намерен, во-первых, поддержать крупные компании города, которые уже работают в этой отрасли, а во-вторых, привлечь в неё новых игроков, рассказал заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Дмитрий Прожерин на баркемпе "Национальная технологическая революция 20.35".

Поддерживая развитие

Власти города финансово поддерживают текущие предприятия, в том числе те, что работают в отрасли беспилотных авиационных систем (БАС). В том числе, в недавно одобренном генплане развития Петербурга предусмотрена возможность территориального развития и расширения крупных игроков этого рынка, включая "Радар Ммс", "СТЦ", "Навигатор", "Алмаз-Антей" и других. "В связи с тем, что земли в городе не хватает, мы предусмотрели в генплане их потенциальное расширение: это потребности федерального центра, новые рабочие места и потенциальные доходы бюджета", — сказал Дмитрий Прожерин.

Второе направление поддержки от власти — малые инновационные компании, которые также работают в области БАС, развитие которых поможет приблизиться к технологической независимости России от других стран. И третий большой блок связан с привлечением в отрасль новых инвесторов. "Мы сейчас уже "на итоге" подписания документов с министерством экономического развития по четвёртой площадке ОЭЗ. И как раз там будет ещё 120 га для развития новых компаний, которые в том числе занимаются беспилотной авиацией: это и комплектующие, и разработка, и производство. Это будет такая же возможность для размещения предприятий, со всеми льготами ОЭЗ", — пояснил Дмитрий Прожерин. По его словам, НПЦ будет похож на инновационный испытательный центр Газпрома, расположенный в Петербурге на площадке ОЭЗ "Новоорловская".

Добавим, что развитием БАС занимается не менее 10 петербургских вузов: разработки связаны с созданием новых технологий, связи, батарей, дальности полётов. И, конечно, это подготовка кадров для отрасли.

Как будет финансироваться проект по созданию НПЦ — пока неясно, отметил зампред комитета. Петербург действительно одним из первых заявил его на федеральном уровне и так же одним из первых должен получить транш из бюджета, однако его схема пока не определена. Изначально была договорённость о том, что финансирование строительства будет идти из местного и федерального бюджетов 50/50. Затем было предложено дать 100% на покупку оборудования, а строительство предполагалось вести за счёт города. "Теперь нам предложили <самостоятельно финансировать> 100% капстроя, а оборудование — 60/40, так чтобы основную часть тоже мы платили. Как-то экономика не играет, Петербург не такой уж богатый регион, — сказал Дмитрий Прожерин. — Мы не отказываемся в любом случае, деньги на проектирование НПЦ в Шушарах уже заложены. Ждём разрешений от федерации".

Формируя будущее

Отечественные компании, уже работающие в отрасли БАС, пока относятся к этому проекту по-разному. Но в целом, если он будет воплощён удачно, то может стать хорошей опорой всем участникам рынка, полагают они.

И у больших, и у малых компаний сегодня цель одна: создание и развитие отрасли, сказал генеральный директор НИЦ "Аэроскрипт" Алексей Хрипунов. "Мне кажется, смысл в том, что государство заинтересовано в развитии отрасли и оно готово обеспечить спрос. А дальше жизнь всё расставит на свои места: сколько должно быть этих НПЦ, чем они займутся. Мне кажется, ближайшие 3-5 лет ситуация будет устаканиваться и станет понятно, какие центры и с каким функциями нужны. Сейчас самое важное в этот процесс войти, чтобы отрасль начала развиваться", — добавил он.

Производителям может быть интересен функционал НПЦ в его испытательной части: будет важно, если в городе появится инфраструктура, где можно проводить испытания на стойкость к радиации, камням, песку, соли и другим внешним воздействиям. "Эти камеры дорогостоящие, и у нас их нет. Важны также двигательные стенды и, например, площадка для проведения лётных экспериментов, где был бы закрыт радиус 50–100 км — отлаживать каналы связи, разные навигационные задачи и так далее", — рассказал директор комплекса БАС АО "НПП "Радар ммс" Василий Анцев.

По его мнению, сначала можно было бы создать небольшой "базис": например, испытания дронов, а затем добавлять к нему разные опции. "Нужна площадка, где производитель может провести наземные гонки и лётные испытания, плюс некая единая база, чтобы после испытаний давалась обратная связь: у вас, например, плохо работает оптический или радиолокационный канал, обратитесь вот в это предприятие, где есть новые компетенции. Тогда это будет круто работать", — пояснил Анцев.

В компании "Навигатор" ещё не отказались сделать и свой НПЦ в виде национального центра приборостроения, отметил генеральный директор АО "Навигатор" Сергей Бабуров. За созданием городского проекта он пока наблюдает с настороженностью. "Вполне возможно, создастся некая инфраструктура, которая станет конкурентом, причём непрофессиональным, но который который переманит и специалистов, и финансовые потоки, и заказы, с которыми он же потом не сможет справиться. Поэтапное внедрение мне кажется наиболее правильным. Замахиваться на всё сразу и делать конкурентную среду между регионами, создающими НПЦ, не нужно", — сказал он.

Проект может быть полезен, если он будет создан как испытательно-сертификационный центр с опытным производством и центром коллективного пользования, полагает коммерческий директор "Лаборатории будущего" Павел Камнев. "Понадобится создание общих стандартов, требований, испытаний: тогда НПЦ будет работоспособен в каждом регионе. Это нужно, чтобы не было дублирования функций и бесконтрольного развития в разные стороны", — резюмировал он.

https://www.dp.ru/a/2023/11/10/na-podljote-k-revoljucii?from=dzen-news