Найти в Дзене
Багаж с перевесом

Не гонитесь за престижем и рейтингом школы. Ищите Учителя

Оглавление

Благодарность. Пишу статью именно с этим чувством и посвящаю её памяти Эры Петровны Стыскиной, учителя русского языка и литературы, долгие годы преподававшей в школе №15 города Белебея Республики Башкортостан. Речь в статье пойдёт о том, как правильно выбрать школу, в которой будет учиться ваш будущий первоклассник.

Как жалок 17-летний юноша, читающий с запинками или тушующийся перед необходимостью что-либо написать. Нередко можно встретить старшеклассников, пользующихся калькулятором для деления на 100. Я знала парня, который в 11 классе закатывал натуральные истерики с ором и слезами из-за нежелания выполнять письменную домашнюю работу.

А как вам такой диалог между учителем и учеником выпускного! класса:
Учитель: «Петя, назови
последствие Великой Отечественной войны»
Ученик: «Германия напала на СССР». (Ребёнок не понимает разницы между причиной и последствием). И эти примеры не связаны с невнимательностью или патологиями.

Думаю, родители рассчитывают, что за 11 лет обучения в школе их чадо научится как минимум читать, писать и считать, больше того, логически мыслить и самостоятельно осваивать знания. Но жизнь показывает, что эти надежды оправдываются не всегда. Чтобы получить по окончанию школы всё-таки образованного ребёнка, родителям будущих первоклассников следует предусмотреть ряд факторов. Главным из них, на мой взгляд, является выбор хорошего учителя начальных классов.

Памятник первой учительнице в Москве. Фото из Интернета
Памятник первой учительнице в Москве. Фото из Интернета

Самый главный период в образовании человека – начальная школа

Именно в начальной школе закладывается желание, а позже и умение учиться, базовые навыки счёта, письма, чтения. Их усвоение развивает память и мышление. Ребенок, который научился хорошо читать получает удовольствие от чтения, берётся за книгу без принуждения. Чтение книг развивает устную и письменную речь, все виды памяти и абстрактное мышление. И наоборот, если ребенок плохо читает, то мотивации к чтению не будет, тогда такому ребенку с каждым годом будет тяжелее усваивать программу, выполнять большие объёмы заданий.

Памятник учителю в Новокуйбышевске. Фото автора статьи
Памятник учителю в Новокуйбышевске. Фото автора статьи

Частой проблемой, с которой сталкиваются выпускники школы, является развёрнутое изложение своих мыслей. Это хорошо показывает анализ результатов ЕГЭ по обществознанию, самому массовому экзамену по выбору. Так, только половина учеников, сдавших этот экзамен на 81+ баллов, справляется с заданием, требующим развернутого пояснения предложенной мысли. Повторюсь, что закладывается это умение в начальной школе.

То же самое касается математики и счета. Если ребенок приобрел умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные, то в дальнейшем при любой сложности математических программ – он сможет освоить их, ведь есть начальная база. Математика и счёт развивают логическое мышление. Многие старшеклассники из числа «гуманитариев» испытывают затруднение в установлении причинно-следственных связей между событиями и процессами именно потому, что в своё время игнорировали математику.

Таким образом, мы пришли к пониманию первостепенной важности начальной школы в образовании ребёнка. Не будет преувеличением думать, что начальная школа определяет судьбу ребёнка. Что делать с этим пониманием? Затратить время и усилия для поиска хорошего учителя начальных классов.

Памятник учителю в Якутске. Фото из Интернета
Памятник учителю в Якутске. Фото из Интернета

Учитель начальных классов

Среди моих знакомых есть мамы, которые отдавали своих детей на обучение подругам, а потом жалели об этом. Четыре года родители не знали горя, были уверены, что у ребёнка всегда в школе всё хорошо, пока … Пока он не переходил в 5-ый класс, где выяснялось, что пятёрки липовые, ребёнок ничего не знает и не умеет. А всё потому, что дружеские отношения мамы и учителя обеспечивали искусственный комфорт попустительством и покровительством. Вывод: подружка в качестве первой учительницы плохой вариант.

Не подойдет и педагог без опыта работы. Вчерашний студент ничего в профессии не умеет, даже не понимает нужна ли ему эта работа, сможет ли он с ней справиться. Приведу пример. В одной из школ воспитательницу детского сада перевели в учителя начальных классов, дали первоклассников. За учебный год те ученики, которые пришли в школу не умея читать и писать, так этому и не научились. Педагога перевели назад в детский сад, а дети всё лето занимались с репетиторами.

Не советую отдавать ребёнка и учителю с регалиями (должность, звание, победы в конкурсах). Все эти пряники учителя получают не по факту успешной работы, а за участие в различных конференциях и конкурсах. К ним нужно долго и тщательно готовиться, что отнимает время. Может получится, что формально вашего ребёнка учит заслуженный победитель всего, а по факту те, кто согласился выйти на замену.

Памятник учителю в Ангарске. Фото из Интернета
Памятник учителю в Ангарске. Фото из Интернета

Как же поступить? Нужно среди своих знакомых и знакомых знакомых найти тех, у кого дети учатся в 4 или в 8 классе (их учитель начальных классов будет в новом учебном году набирать первоклассников). И пообщаться с ними. Задайте следующие вопросы или попросите просто оценить позиции по 10-балльной шкале, где 1 - самая низкая оценка, а 10 – самая высокая. В опроснике 10 позиций.

Опросник для беседы с родителями ученика 4 или 8 класса об их учителе начальных классов (оцените по 10-балльной шкале):

  1. Прогресс ребёнка в учёбе с 1 по 4 классы (не знал, не умел, а теперь знает и умеет; 1-прогресс отсутствует, 10-научился всему, чему должен был)
  2. Доброжелательность учителя по отношению к ребёнку
  3. Умение учителя разрешать конфликтные ситуации
  4. Желание ребёнка идти в школу
  5. Отношение ребёнка к учителю (по мнению ребёнка)
  6. Справедливость оценивания учителем успеваемости ребёнка
  7. Отзывчивость учителя на запросы ученика
  8. Страх ребёнка перед учителем (1 – сильно боится, 10 – совсем не боится)
  9. Соответствие результатов обучения в начальной школе ожиданиям родителей
  10. Самостоятельность выполнения ребёнком домашних заданий (1 – только с помощью и под контролем родителей, 10 – полностью самостоятельно)

Остановите свой выбор на учителях, набравших 70-100 баллов, и приложите максимум усилий к тому, чтобы попасть в их класс. Помните, что окончательное решение о зачислении принимает администрация школы. Вам нужно отследить принятие нужного для вас решение. Напишите заявление с указанием ФИО учителя, лично побеседуйте с директором, заручитесь его честным словом и периодически напоминайте о себе до тех пор, пока собственными глазами не увидите приказ о зачислении.

ВАЖНО! Такие факторы, как рейтинг, престиж, специализация, ремонт школы, имя директора, количество медалистов или учителей с высшей категорией на этапе начального образования НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ.

Хороший учитель может работать в самой серенькой школе. Делать скромно, потихоньку свою работу и не хватать звёзд с неба. Вот такой алмаз и необходимо отыскать. Не поленитесь потратить время и приложить усилия, это того стоит.

Благодарю за прочтение. Комментируйте, делитесь своими историями про Учителя. Ставьте лайки. Подписывайтесь. Хозяйка багажа, Татьяна