Во времена "перестройки", особенно поздней, нас уже вовсю потчевали всякой гадостью и кино не являлось исключением. У себя в Испании он выиграл "Золотую раковину" на фестивале в Сан-Себастьяне, но по мне он достоин иной награды - "Помойное ведро". Фильм был выбран в качестве испанской заявки на лучший фильм на иностранном языке на 59-й церемонии вручения премии "Оскар", но не был принят в качестве номинанта. А это уже говорит о полном дне, поскольку "Оскар" любил номинировать киномусор, но не до такой степени.
У нас он шёл с закадровым озвучанием киностудии имени Александра Довженко в августе 1990 года. В кино уже мало кто ходил. Показывали одно хлеще другого.
Посмотреть фильм можно у меня в Живом Журнале ЗДЕСЬ.
Достаточно сказать что начинается фильм "многообещающе": бабка надевает деревянные боты, а в следующей сцене нам показывают как кто-то справляет малую нужду... Бабка?! И нас заставляют наблюдать за "путём мочи", что льётся по земле. "Замечательное начало", не правда ли?
Затем оператор делает гениальный, по его мнению, ход, переводя нас на виды водопадов. Действительно "равнозначная" замена, не правда ли? В общем-то, это и всё можно уже знать об этом фильме, потому что дальше всё будет типичным киномусором.
Роза (Анхела Молина) живёт в деревне с родителями, бабушкой Абуэлой (Маргарита Лосано) и двумя сёстрами. Умом не отличается никто из женщин, что заставляет отца семейства негодовать и испытывать стресс ежедневно. Старушка в деревянных ботах может предсказывать будущее. Так однажды она говорит Розе, что там встретит точильщика, но она ни в коем случае не должна выходить за него замуж.
Роза действительно встречает точильщика с плешью на голове и не задумываясь выходит за него замуж. Как я уже написал выше, ума у женщин в этой семье не наблюдалось. А Розе ум был и не нужен. Она была глупа и похотлива, но при этом наглости и высокомерия ей было не занимать. Ужасная смесь.
Роза незамедлительно забеременела. Точильщик оказался тунеядцем и вором. Точить он не хотел, подрабатывал на стройке. Оттуда же воровал стройматериалы, сантехнику и всё что плохо и неплохо лежит. Вскоре его поймали, отметелили и посадили в тюрьму. Недолго Роза поносила передачи. Точильщик сдох, не выдержав новых реалий.
Роза возвращается из хибары, которую точильщик собрал из овна и палок, в родительский дом. Отец её в ужасе. Столько дур и в одном доме. Если родит дочь, то и вовсе выгонит из дома. Роза рожает... дочь.
Выгонять не пришлось, потому что дальше Розе стало ужасно везти. На её счастье, некий дон Педро (оказывается их немало не только в Бразилии) искал кормилицу для своего новорожденного сына, мать которого умерла при родах. Кто-то из деревни посоветовал Розу и надо же такому случится, престарелый дон воспылал к ней самыми трепетными чувствами.
Видя такое, Роза решила извлечь максимум из предоставившейся возможности. Принимая во внимание то, что дон Педро (Фернандо Фернан Гомес) занимал высокопоставленный пост и имел влиятельные связи, она просит его открыть её лавку на рынку и снабжать её продукцией. Сказано - сделано. Тут забавно, что на том месте, куда захотела стать Роза со своей палаткой, работал мальчик-чистильщик. Так этот безумный очкарик едва не зарезал Розу апосля. Она его правда потом взяла к себе, опасаясь удара ножом в спину, но он до конца фильма (а прошло не менее 12 лет) так и не вырос. Это лишь один из ляпов фильма.
Вскоре на рынке Розе стало тесно. Во-первых, она поссорилась со всеми торговцами в виду своего отвратительного характера. Во-вторых, она нарушала санитарные нормы и даже не стыдилась этого. Тогда она обратилась к своему "папику" с предложением купить ей заброшенный ресторан. Дон Педро снова спонсирует свою протеже.
Тем временем, отец Розы уже взвыл от тупости женских обитателей дома. Те решили перебраться к Розе. А сама-то она жила у дона Педро. Но старый "папик" и этому не противился. Роза взяла сестёр к себе в повара.
Снова антисанитария, крысы и рваные скатерти. Туалет расположен над кухней и все "прелести" обосновываются внизу. Но Розу никто не трогает, а если и трогает, то либо дон Педро помогает, либо представители надзора очаровываются Розой и мечтают о близости с ней.
Но тут Роза решает позабавиться более молодым Хуаном (Антонио Валеро). Такой же тунеядец и нищеброд как её точильщик, только моложе. Похваляется своим папой, но о себе не говорит ни слова. Но очень хочет жениться на Розе. Но второй раз наступать на те же грабли ей видимо уже не хочется. Да и к тому же Хуан странно относится к дочери Розы Олвиде - он её практически домогается, несмотря на то что это ребёнок, а самой Розе говорит, что её дочь ужасная эгоистка и чудовище.
Олвида, судя по всему, переплюнет маму и раньше окунётся в мир похоти и коварства. Она уже успела отравить крысиным ядом своих тётушек, которые по какой-то причине ей не понравились. А девочке лет 12-13.
Олвида ещё может видеть бабушку, которая вскоре умирает и является ей сидя на унитазе. Правда-правда, сидит на горшке и пророчит будущее. Видимо у режиссёра фильма Мануэля Гутьерреса Арагона это какая-то больная тема.
Заканчивается фильм всё той же бабушкой. К счастью, она нас больше не радует видами водопадов, а просто уходя со своими деревянными ботами в руках, машет нам на прощанье... Что хотел сказать режиссёр этим пустым во всех смыслах фильмом?..
Кстати, забавно, но новорожденный сын дона Педро, благодаря которому Роза обрела себе пожилого "папика", нам больше так не покажут. Вырос он или нет? Науке это неизвестно. При чём тут "полнеба"? Как кто-то написал, мол, есть такая поговорка: "Женщины - это половина рая". Ну если такая и есть, то она так же глупа и нелепа как и сам фильм, потому что таких женщин как Роза хотелось чтобы было как можно меньше на Земле, а уж в раю и вовсе не было.
В общем от всей души не советую смотреть - зря потраченное время. Но если вдруг решитесь - ссылка в начале этой рецензии. Хотя в больном обществе найдутся больные умы, которые сочтут это "фильмом редкой глубины и красоты", как написал тот же, что привёл в пример и глупую пословицу. Ну что, поделать. В сумасшедшем доме иные критерии и приоритеты.