8 ШАГОВ ОБРАБОТКИ ВОКАЛА
Вокал, на мой взгляд, является самым выразительным инструментом, которым мы владеем.
Вокал занимает важное место в нашей музыке и часто является ведущим элементом в миксе.
Поэтому стоит разобраться в инструментах и техниках, доступных для создания более качественного вокала, чем мы сегодня и займемся!
Вот 8 пунктов обработки вокала:
1 - Хорошая запись
2 - Выравнивание вокала по времени
3 - Тюн вокала
4 - Компрессия
5 - Автоматизация
6 - Параллельная обработка
7 - Де-эссинг
8 - Добавление пространства с помощью дилея и реверберации
ХОРОШАЯ ЗАПИСЬ
Лучший способ получить вокал профессионального уровня - начать с чистой, "сухой" записи, т.е. записи, не содержащей не только вокальных артефактов, таких как чрезмерные сибилянты, но и избыточного шума окружающей среды, механических шумов и шума помещения (эхо и реверберация вокальных звуковых волн в помещении, которые также улавливаются микрофоном).
С помощью реверберации и задержки мы можем добиться практически любого пространственного звучания, которое хотим получить на сухом вокале.
С помощью этих эффектов легко добавить дилей или реверберацию для вокала.
Гораздо сложнее убрать это ощущение пространства в вокале, не вызвав при этом нежелательных артефактов и не ухудшив звучание.
ВЫРАВНИВАНИЕ ВОКАЛА ПО ВРЕМЕНИ
Большинство вокалистов будут иметь отклонения от ритма при записи.
А чем больше дублей вокала мы записываем, тем больше требуется совершенства в области синхронизации, чтобы получить цельный и четкий набор вокала.
Для выравнивания вокала по времени можно использовать три метода:
Компиляция:
Если определенное слово или строка выбивается из ритма, а у нас есть альтернативный дубль, который подходит по ритму (и при этом звучит в такт и аналогично остальной части вокальной дорожки), мы можем включить этот участок в компиляционную дорожку, чтобы улучшить синхронизацию.
Обрезка и подгонка:
Все DAW позволяют легко нарезать и склеивать аудиофайлы.
Если какое-то слово или строка не совпадают по времени с остальным вокалом, попробуйте вырезать аудиофайл в подходящей точке (чаще всего между словами или строками) и сдвинуть эту часть, чтобы она лучше сочеталась с остальным вокалом.
Не забывайте всегда делать кроссфейд, чтобы исключить цифровые щелчки, и переслушивать, чтобы убедиться, что вокал по-прежнему звучит естественно.
Временное сжатие и расширение:
Как следует из названия, этот инструмент позволяет растянуть или сжать аудиофайл по времени.
При этом не изменяется высота тона.
Конечно, в сигнал будут вноситься артефакты, особенно если расширение или сжатие времени заходит слишком далеко, но в целом это эффективный способ слегка изменить временные характеристики вокала, чтобы выровнять его с другими вокальными партиями в сессии.
ТЮН ВОКАЛА
Тюн вокала - важнейший инструмент.
Я считаю его незаменимым для создания хорошо звучащего вокала.
Ручной тюнинг может звучать совершенно естественно, если использовать его правильно.
Одной из основных причин важности тюна вокала является конкурентная природа музыкальной индустрии.
Слушатели и профессионалы индустрии привыкли слышать в записях идеально точный вокал.
Этот уровень совершенства, часто недостижимый в живом исполнении, стал нормой в продакшене.
Тюн вокала помогает исполнителям оправдать эти ожидания, гарантируя, что их работа не будет уступать другим на рынке.
Конечно, объем тюна во многом зависит от песни, жанра, способностей вокалиста и общей эстетики работы.
Некоторые композиции требуют более жесткого тюнинга, в то время как другие могут его не требовать.
Кроме того, помимо использования в качестве корректирующего инструмента, программа для тюна вокала может применяться и в творческих целях.
Это позволяет продюсерам и артистам экспериментировать с вокальными текстурами и гармониями, создавая звуки, которые невозможно получить естественным путем.
Этот творческий аспект открывает новые возможности в музыкальном производстве, позволяя создавать уникальные и инновационные вокальные аранжировки.
КОМПРЕССИЯ
Компрессия является незаменимым инструментом при сведении и особенно важна при работе с вокалом.
Она позволяет сформировать тон вокала, приблизить его к слушателю (или отдалить), а также создать более отточенный и профессионально звучащий вокальный микс.
Компрессия работает за счет уменьшения динамического диапазона вокальной дорожки.
Другими словами, она уменьшает разрыв между самыми громкими и самыми тихими частями исполнения.
Это очень важно в современном музыкальном производстве, где вокал должен пробиваться сквозь микс, который зачастую может быть достаточно плотным за счет различных инструментов и эффектов.
При этом тихие фрагменты вокального исполнения часто теряются или затмеваются в общем звучании, что приводит к ухудшению эффекта и четкости.
Компрессия помогает улучшить согласованность вокала, сглаживая динамический диапазон и эффективно повышая уровень самых тихих партий, чтобы они были слышны на фоне остального микса.
При правильном использовании компрессии каждое слово и фраза становятся слышимыми.
Такая последовательность важна практически во всех жанрах, где вокал является центральным элементом, и позволяет сконцентрировать внимание слушателя на лирическом содержании и эмоциональной выразительности песни.
Кроме того, компрессия придает вокалу определенный характер и теплоту.
Различные компрессоры придают разные звуковые качества, что позволяет продюсерам выбрать тот, который дополнит тембр вокалиста и стиль песни.
Таким образом, как с точки зрения баланса, так и с точки зрения тональности, компрессия является ключевым инструментом в работе над вокалом.
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Для начала остановимся на упомянутой выше теме компрессии.
В самом простом виде компрессия динамического диапазона эффективно сокращает динамический диапазон сигнала, автоматически уменьшая его выходной сигнал при превышении заданного уровня на входе.
Другими словами, компрессия выступает в роли своеобразного автоматического регулятора уровня, не позволяя сигналу зашкаливать.
Автоматическая обработка - это прекрасно, но сложный ручной контроль над уровнем вокала дает нам гораздо больше возможностей для формирования вокала, чтобы он оптимально соответствовал песне.
Вокал по своей природе динамичен, а автоматизация громкости может улучшить или уменьшить эту динамику, чтобы наилучшим образом соответствовать песне.
Может быть, мы хотим, чтобы определенные слова или фразы выделялись больше, а может быть, нам нужно сделать их немного громче, чтобы прорезать определенный более плотный участок песни.
Может быть, дублированные дорожки, о которых мы говорили, выиграют от разных уровней в миксе.
Возможно, компрессия (или ее отсутствие) не может создать точную консистенцию вокала, и поэтому требуется дополнительная автоматизация громкости.
Кроме того, при регулировке уровней обратите внимание на поток сигнала и на то, регулируется ли он до или после компрессии - если вы имеете дело только с одной дорожкой со вставленным компрессором, фейдер будет находиться после стадии компрессии.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА
Такой подход позволяет смешивать различные обработанные сигналы с исходным, необработанным сигналом, создавая более сложное и насыщенное звучание.
Компрессия и насыщение или искажение - распространенные "параллельные процессы", используемые при работе с вокалом.
В любом случае мы получаем независимое управление сухого, часто динамичного вокала и обработанной, часто сжатой и гармонически более богатой версии сигнала (часто называемой "мокрым" сигналом).
Это очень мощно, поскольку мы можем сильно нагрузить наш параллельный вспомогательный канал, прежде чем сводить его с сухим вокалом.
Параллельная компрессия предполагает смешивание сильно сжатой версии вокальной дорожки с исходной, несжатой дорожкой.
Эта техника позволяет получить лучшее из двух миров: естественную динамику оригинального вокала и стабильность сжатой версии.
В результате вокальная дорожка сохраняет свою естественность и выразительность, приобретая при этом богатство и полноту, которые дает компрессия.
Параллельное насыщение предполагает смешение насыщенной или искаженной версии вокальной дорожки с оригиналом.
Эта техника позволяет сильно нагрузить параллельный канал, чтобы получить насыщенный тон, а затем подложить его под оригинал для придания текстуры и тембра.
ДЕ-ЭССИНГ
Диапазон сибилянтов необходим для разборчивости речи.
Именно в этом диапазоне частот (чаще всего около 4-8 кГц) сосредоточена большая часть энергии при произнесении человеком звука "с".
Однако слишком большое количество сибилянтов в вокальных дорожках может отвлекать слушателей и вызывать у них дискомфорт.
Эти резкие высокочастотные звуки могут пробиваться сквозь микс, привлекая нежелательное внимание и нарушая общий баланс.
Де-эссинг - это процессор динамики (как и вышеупомянутая компрессия), который тактично ослабляет эти частоты, обеспечивая более плавное и приятное восприятие.
Кроме того, мы должны внимательно следить за плозивной энергией - всплесками воздуха, производимыми людьми при произнесении твердых согласных звуков, таких как "б", "п" и "т".
Эти всплески энергии часто могут перегружать микрофон и приводить к избытку энергии низких частот.
Фильтр высоких частот может быть полезным инструментом для снижения плозивной энергии в вокальной дорожке.
Конечно, наилучшим вариантом всегда является работа с исходным материалом.
РЕВЕРБЕРАЦИЯ И ДИЛЕЙ
Для наших миксов по-прежнему важно пространство.
Поскольку вокал чаще всего является наиболее заметной частью микса, очень важно придать ему некое пространство.
Заметим, что, получая сухие вокальные дорожки, мы можем обрабатывать их по своему усмотрению с "чистого листа", а не работать с естественной пространственной информацией, записанной вместе с вокалом.
В этом заключается основное преимущество записи сухого вокала в соответствующей вокальной кабине.
Итак, с этого "чистого листа" мы можем добавить эффекты, основанные на времени, а именно задержку и реверберацию, чтобы создать ощущение размерности вокала и его места в общем миксе.
Эти эффекты не должны привлекать к себе особого внимания. Зачастую они скорее ощущаются, чем слышатся.
Я всегда рекомендую использовать вспомогательные дорожки в качестве "возвратов эффектов" для эффектов, основанных на времени (по сути, это то же самое, что и параллельная обработка).
Таким образом, вы будете иметь независимый контроль над звучанием задержки и/или реверберации в миксе по сравнению с сухим вокалом.
На этом всё, спасибо!
Заказать сведение, мастеринг или аранжировку можно, написав мне в соц сети
Послушать работы здесь ⬇️
https://music.yandex.ru/users/maaaks-1995/playlists/1000