Найти тему
Electronic History

Почему учителя завалены бумажной работой?

Интересно как всплывает тема о загруженности учителей работой с документами. Интересным, мне кажется тут несколько моментов. Во-первых, это тема всплывает с какой-то определенной периодичностью: месяц – два, тишина, потом гневная статья, или упоминание чиновников о загруженности, возмущение педагогической общественности и опять тишина. Складывается впечатление, что это либо какая-то дежурная проблема (такая, чтобы можно было просто не много повозмущаться и успокоиться), либо... а вот ни чего другого на ум и не приходит. 

Попытка снизить нагрузку введением ограниченного списка документов, особо успеха также не принесла. Хоть и в приказе МинПросвещения №582 от 21.07.2022 в списке всего пять пунктов, но учитель вынужден заполнять не только их. А это уже связанно со вторым, как мне кажется, интересным моментом. Дело в том, что, говоря о бюрократической нагрузке на учителя, как-то не вспоминают о бюрократической нагрузке целиком на школу. Ежедневно в школу приходят письма и приказы с кучей мониторингов от огромного количества организаций. Мониторят все что угодно, от финансовых вопросов, до ведения социальных сетей образовательной организацией. Естественно, что частью информации, которую приходится скрупулезно собирать и отправлять вышестоящим инстанциям, администрации школ попросту не владеют и запрашивают уже у учителей, что в свою очередь и приводит к дополнительной нагрузке на педагогический состав. Школа, получается, эдакий миниатюрный фонд для собирания статистики различными государственными учреждениями. Поэтому говоря, о снижении бюрократической нагрузки с учителей, необходимо в первую очередь задуматься, как снизить такую нагрузку целиком со школы с тем, чтобы в первую очередь образовательное учреждение думало о качестве образовательного и воспитательного процесса, а не о том сколько человек поучаствовало в конкурсе, а сколько не поучаствовало, а сколько поучаствовало по возрастному составу и тд. до бесконечности. Третий момент – это пресловутые индикативы (ох уж этот новояз). Кто не в курсе, индикативы - это определенные показатели, которые установлены вышестоящими инстанциями и школа обязана их выполнить. Например, появляется новый конкурс или образовательная платформа, или что-то в этом роде и в этом должно поучаствовать какое-то количество учеников, например, 20% от общего количества обучающихся. Это и есть индикатив, и если вы его не выполнили, то разбор полетов с обвинениями в неэффективности и необходимости «управленческих решений». А для большего нагнетания атмосферы, можно как раз и внести мониторинг, где школа отчитывается о количестве зарегистрированных на платформе или поучаствовавших в конкурсе. Интересна ли эта платформа ученикам и учителям, нужна ли она им, хочет ли кто-нибудь участвовать в конкурсе уже не столь важно. Как итог – очередная задача на администрации школ и учителей, в дополнение к десяткам таких же. Поэтому, говоря об уменьшении нагрузки с учителей, необходимо говорить о снижении нагрузки целиком со школы, четко определить какие организации и по каким вопросам могут запрашивать информацию с системы образования, ограничить сбор статистики, собираемой со школы, ограничить количество «индикативов» и «показателей эффективности». Может хоть такие меры, как-то помогут если не решить окончательно, то хотя бы снизить остроту проблемы.