Найти тему

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей: важность искусства понимания чувств

Каждый из родителей хотя бы раз сталкивался с излишне эмоциональной реакцией ребёнка на то или иное событие. Например, взятая без спроса игрушка может стать причиной слёз, и наоборот, «подарок мечты» вызывает бурную радость.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Такое определение впервые ввели в 1990 году
Джон Майер и Питер Сэловей. Дэвид Карузо стал автором теста для определения уровня ЭИ, признанного научным сообществом – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

Дэниэл Гоулман в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

В онлайн-школе «МУЛЬТИ-KIDS» есть бесплатное занятие!
Вы получите индивидуальный урок по актуальному направлению, познакомитесь с педагогами и попробуете решить домашнее задание

💡
ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЕ

Особенности эмоционального интеллекта детей

-2

Уже в младшем школьном возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Зачем развивать?

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков, полагая, что детям важнее уметь производить арифметические операции, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. Д. Майер и П. Саловей — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.
Эмоциональный интеллект стоит развивать уже в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» приводят к снижению эмоционального интеллекта, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. Эмоциональный интеллект тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Данные статистики

За последнее десятилетие доля россиян, обращавшихся за профессиональной психологической помощью, выросла в несколько раза.
В 2009 году к психологам обращались 6% россиян. Аналитики установили, что потребность россиян в психологической помощи выросла на 62,87% по сравнению с 2021 годом.

-3

Большинство опрошенных россиян (78%) в течение последнего года сталкивались с жизненными трудностями и переживаниями, которые сложно перенести без поддержки других людей. При этом в большинстве случаев такие проблемы возникали у женщин (82%), молодежи 18-30 лет (86%) и жителей городов-миллионников (80%).

Почему нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Ребёнок учится выражать и объяснять эмоции (стыд, гнев, удивление или восхищение и др.). Интерпретируя эмоции, гораздо легче их контролировать, поэтому люди с высоким эмоциональным интеллектом меньше склонны к импульсным покупкам, агрессии, компульсивным перееданиям и т. д.
  • Своевременная работа с эмоциональным интеллектом ребёнка помогает выявить возможные психологические и неврологические проблемы. Во взрослой жизни человек с высоким эмоциональным интеллектом испытывает меньше трудностей на работе, имеет высокую стрессоустойчивость и психологическую гибкость.
  • У ребёнка не возникает проблем в общении со сверстниками, т. к. он понимает их состояние даже в момент конфликта, может сопереживать и проявлять социальную чуткость. Высокая культура общения помогает наладить контакт с учителями, а позитивная атмосфера в школе, в свою очередь, подстёгивает ребёнка к успехам.
  • Эмоциональный интеллект помогает не только найти друзей, но и держаться подальше от недоброжелателей. Анализируя чужие эмоции, ребёнок осознаёт намерения и мотивацию других людей. Он хорошо понимает, когда им манипулируют и когда ему лгут. Дети с высоким эмоциональным интеллектом обходят стороной плохие компании, энергетических вампиров, мошенников и т.д.
-4

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с колесом эмоций. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

➖Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
➖Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
➖Тест Холда
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
➖Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
➖Тест ЭмIQ-2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

  • Частые капризы и истерики;
  • Неспособность воспринимать критику в свой адрес;
  • Отсутствие сочувствия даже при сильной физической боли и явном расстройстве собеседника (или персонажа в книге/фильме);
  • Сильная подверженность чужому мнению;
  • Низкая концентрация внимания;
  • Неумение ответить на вопрос, что чувствуешь в тот или иной момент;
  • Постоянное перекладывание ответственности за происходящее на других людей или обстоятельства;
  • Избегание разговоров об эмоциях и конфликтных ситуациях;
  • Проявление агрессии в спорах и ссорах, частые переходы на личности, использование оскорблений и унижений;
  • Высокая тревожность и драматизация событий: небольшие неудачи воспринимаются как трагедии вселенского масштаба.

Как развивать эмоциональный интеллект

-5

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития эмоционального интеллекта.

Игры на развитие ЭИ

▪️«Кубик настроений»
Подготавливаем кубик с изображением эмоций.
Задавайте ребенку вопросы: «Какое у тебя настроение?», «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с другом?» и пр. Ребёнок выбирает подходящую картинку и объясняет, что он чувствует и почему.

▪️«Пантомима»
Показывайте ребенку только с помощью мимики и жестов (без слов) эмоцию, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

▪️«Я радуюсь, когда...»
Составьте с ребёнком список «Я радуюсь, когда...». Можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом. Используйте этот список в моменты плохого настроения, дополняя его.

Упражнения на работу с эмоциями

▪️«Ритуал злости»
Заведите отдельный предмет или место для злости, например, подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Создайте ритуал, который позволит ребёнку выплескивать негативные эмоции.

▪️«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций создайте папку:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

Высокий уровень эмоционального интеллекта у ребенка:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Ошибочно полагать, что только психолог занимается развитием эмоционального интеллекта. Да, безусловно, это его прерогатива. Но развитие эмоционально-волевой сферы - это задача каждого педагога.
Правда, это понятие «эмоциональный интеллект» достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, в общеобразовательных школах, к сожалению, данному направлению уделяется минимальное количество времени и сил. Но вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Например, в онлайн-школе «МУЛЬТИ-KIDS» есть целое направление «Эмоциональный интеллект», где педагоги знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект.

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:

  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект» и «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы».

Если хотите почитать с ребёнком:

  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств»
  • Михаил Яснов «Большая книга эмоций»,
  • Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день»,
  • серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь»
    Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка».
  • книги Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?».

Развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр.
Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет.
Развитие эмоционального интеллекта у детей - это инвестиция в их будущее. Эти навыки помогут им быть более успешными, счастливыми и уверенными в себе.

В онлайн-школе «МУЛЬТИ-KIDS» мы развиваем эмоциональный интеллект на примерах героев любимых произведений и мультфильмов, опираясь на интересы каждого ребенка и создаем собственные мульт-проекты

💡Запишитесь на бесплатное занятие и вы получите индивидуальный урок по актуальному направлению, познакомитесь с педагогами и попробуете решить домашнее задание

-6

💡ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЕ