Авторская колонка Михаила Ракитского
За войну на Ближнем Востоке будет платить весь мир, причем из своего собственного кармана. Если эскалация усилится и ряд арабских стран включится в палестино-израильский конфликт, то тогда планета заплатит за это, по оценкам экспертов, два триллиона долларов. Как это коснется нас с вами и остальных?
Что России от палестино-израильского конфликта?
Даже учитывая, что от энергоресурсов мы вроде как не зависим, ведь сами являемся крупнейшим игроком, это совсем не значит, что Россия не отреагирует на мировые потрясения. Всему виной импорт. Да, мы много чего важного и нужного закупаем у партнеров. А если у союзников будут проблемы, то и у нас могут появиться.
Вот The New York Times пишет: риск более широкой войны на Ближнем Востоке угрожает хрупкой мировой экономике. Так называется статья. Если бегло изучить текст, то можно уловить лейтмотив: если пламя в арабском мире не потушить, баррель нефти будет стоить 150 долларов. Это значит, что взлетит все и в конечном итоге хлеб в соседнем продуктовом тоже подорожает. А учитывая, что все взаимосвязано, беда придет не только в дом развивающихся стран, но и к остальному миру тоже.
Планетарная экономика потеряет два триллиона зеленых
Экономист Николай Кульбака, общаясь с нами, подчеркнул, что мировой ВВП составляет 105-110 триллионов долларов, ежегодный рост — 5-6%. То есть это будет не кризис в полном понимании слова, а лишь замедленный рост?
Но кому-то все-таки будет тяжело. Кому? Развивающимся странам и тем игрокам, которые сидят на импортной игле. Так или иначе, зависимость от иностранных продуктов есть и у нас, но есть и свои энергоресурсы.
У России есть «коридоры лавирования». А вот кто всецело зависит от чужой продукции, тому уже будет грустновато. И как бы это ни парадоксально звучало, в зоне риска — ряд европейских стран. Их там вообще интересно лихорадит.
Европу ожидают темные годы
Вот российская газета цитирует польское издание Interia, которое утверждает, что Евросоюз теряет 600 миллиардов евро в год из-за массовой депрессии. И тут уже круговая порука: жизнь дорожает, народ печалится, работать не хочет, экономика страдает. Казалось бы, вымысел, да и только — ну не может плохое настроение населения сказываться на делах и показателях государственного уровня.
Практика свидетельствует об обратном, и большие умы это прекрасно понимают, вот и сегодня информационный фон внутри той или иной территории имеет такое фундаментальное значение. А иначе для чего противнику вести пропаганду, используя инструменты так называемой мягкой силы или публичной дипломатии?
Так если на ту или иную экономику можно повлиять, по сути, искусственно, загнав общество в депрессию, то несложно догадаться, что станет, если проблемы будут не вымышленными и таблеткой успокоительного их решить не получится. Что будет, если ценник по-настоящему вырастет?
Вы удивитесь, но лучик света пробивается со стороны США
Штаты взяли на себя слишком много. Они и еврозону подмяли, отрезав ту от российского рынка, они Украину содержат в буквальном смысле. Причем не только в военном, но и в социальном контексте. Теперь вот Израиль высасывает крупные суммы.
Заокеанская нефтяная отрасль, как утверждают эксперты, тоже работает на предельных мощностях, и если арабский рынок черного золота ввяжется в конфликт и, собственно, занят будет им или вовсе откажется продавать энергоресурсы (все прекрасно понимают, где сосредоточены самые жирные месторождения), то самому Вашингтону придется несладко. Точнее, его демократической верхушке.
Если мировую экономику начнет лихорадить ростом цен, то и в США они поднимутся – и это ой как не понравится электорату. На носу выборы, а нынешняя администрация придумала «байденомику», которая вместе с одноименным национальным лидером точно не позволит Демократической партии остаться на второй срок.
И вот какой лучик света вырисовывается: Байден и команда будут делать все, чтобы даже эти два триллиона долларов или даже меньше, которые являются лишь маленькой частью мирового ВВП, не сыграли большую и злую шутку с внутренними американскими делами. Им нет дела до развивающихся стран и до глобальной безопасности, тут разыгрывается политическая карта, а политика – это стремление к власти.
И вот, казалось бы, палестино-израильский конфликт где-то далеко, а события эти сказаться могут вообще на другой стороне планеты. Невольно вспоминаешь про эффект бабочки, взмах крыла которой может привести к урагану.
Конфликты убыточны для всех
Конфликты, которые сегодня имеют место быть, в глобальном смысле не выгодны никому. Конечно, кто-то выигрывает, но в масштабе человечества, согласитесь, это ведь краткосрочные истории. Да, без философского налета совсем не получается. Ну а как иначе смотреть на происходящее?