Кадровая программа «Учитель для России» Благотворительного Фонда «Новый учитель» стала одной из самых интересных страниц истории калужского образования. В 2016 году система образования Калужской области вошла в программу «Учитель для России», став на долгое время ключевым регионом-участником программы. Участниками программы становились выпускники ведущих вузов России, которые проходили интенсивный курс подготовки и шли работать в обычные школы на два года. Участники имели фундаментальное образование в своих направлениях, но при этом не все имели профильное педагогическое образование. Креативный взгляд новых педагогов существенно менял школьную образовательную среду. Педагоги из программы работали в Боровском, Жуковском, Малоярославецком районах, Калуге, Обнинске и многих других населенных пунктах региона. За время работы программы в регионе успели поработать более 250 учителей. С 2020 по 2022 год региональным директором Благотворительного Фонда «Новый учитель» в Калужской области была Мария Зайченко. Сейчас Мария обучается на программе подготовки управленческих кадров для Дальнего Востока России и по-прежнему с теплом и благодарностью вспоминает работу в Калужской области.
Как складывался Ваш педагогический путь?
Я окончила Самарский государственный университет по специальности «Международные отношения». Сейчас этот вуз называется «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва». В 2015 году прошла отбор в программу «Учитель для России», став участницей первого набора педагогов. По распределению я преподавала английский язык в 5-7 классах на окраине города Воронежа в 30-й школе. До начала работы в школе я успешно работала в сфере бизнеса, но мне хотелось вызова, и я чувствовала – мне нравится преподавать. В программе «Учитель для России» сошлись мои интересы. Все участники программы понимали, что они не просто ведут уроки, а вносят свой вклад в образование. Мы работали в школах, которые находились в сложном социально-экономическом контексте. У меня было примерно 18 часов в неделю, проблем с большой отчётностью не возникало. Написание рабочей программы, отчет по итогам работы – это имело смысл и не отталкивало от работы. Я люблю системность и отчётность. Добавлю один важный момент – я не была классным руководителем. На основе работы с детьми учишься управлять вниманием больших коллективов. Если детям неинтересно, они сразу дают это понять. Подготовка к урокам стала постоянной работой над собой, чтобы заинтересовать учеников.
Уровень знаний выпускников общеобразовательных школ по иностранному языку, как правило, невысокий. В чем главная проблема преподавания иностранного языка?
Уровень зависит от школы и того внимания, которое уделяется иностранному языку. Из профильных школ дети уходят с хорошими знаниями. Обычно детям недостает практики и понимания того, как применять знание языка в жизни. На свои уроки я старалась приглашать студентов-иностранцев, чтобы они знакомили детей со своей культурой, а те могли пообщаться с ними на английском языке. Таким образом, повышалась мотивация к изучению языка, потому что создавался реальный коммуникативный кейс, когда ребенок хочет задать студенту вопрос, но не знает как это сделать. Мы смотрели на уроках фильмы и мультфильмы на языке оригинала. Важно создать ученику ситуацию, в которой ему понадобится знание языка.
В одном из презентационных роликов программы «Учитель для России» педагог приезжал в сельскую школу, где его сразу же заселяли в какой-то сарай, а затем он преодолевал эти неудобства, погружаясь в работу с детьми. Руководители программы критиковали создателей ролика, отмечая, что участники приходят в школу не с улицы, а проходят большой обучающий путь до начала работы в школе. Как выглядел этот путь?
У нас был очень серьёзный отбор. Основой подготовки был Летний институт – педагогический интенсив, который длился пять недель. Его нужно было обязательно пройти каждому кандидату, чтобы его допустили до работы в школе. Каждого участника программы сопровождали эксперты из вузов и ведущих российских школ. Нас знакомили со всеми актуальными тенденциями мировой педагогики. Это были очень напряженные 5 недель, в которых практически не было выходных. Мы получали колоссальный объем знаний, а ещё занимались практикой – делали детский лагерь в Московской области. Затем эти лагеря были организованы участниками программы в школах Калужской области. В лагере мы показывали свои предметы с интересной стороны, придумывали для школьников интерактивные уроки. Например, секция, в которой я вела мастер-классы, называлась «Английский дракон». Детей никто не заставлял посещать лагерь, но они сами проявляли большой интерес, даже приглашали своих друзей. К концу смены участников лагеря становилось больше, чем в начале.
Как Вы оказались в Калужской области?
Мой коллега Александр Стариков работал региональным директором Фонда в Калужской области. В 2020 году он предложил мне занять его должность, а сам пошел на повышение. На тот момент в Калужской области было самое большое количество участников программы «Учитель для России», а также реализовывалось сразу несколько образовательных проектов Фонда с участием педагогов из программы. Это заметно отличало Калужскую область от других регионов.
Почему Калужская область в определенный момент стала главным центром программы «Учитель для России»?
Это огромная заслуга министерства образования и науки Калужской области. Коллеги смогли обеспечить высокий уровень взаимопонимания и поддержки. Министр Александр Аникеев лично участвовал в мероприятиях, поддерживал участников. У него был очень точный и понятный запрос на результаты работы программы и четкое видение её структуры. Вместе нам удалось добиться уникальной синергии. Очень серьезную поддержку нам оказывали руководители отделов образования муниципальных районов. С теплотой вспоминаю Юлию Викторовну Медову, которая работала руководителем отдела образования Малоярославецкого района.
Как выглядел участник программы «Учитель для России»? На каких качествах Вы сосредоточили бы своё внимание?
Это человек, который никогда не унывает, преодолевает трудности. Мы часто говорим о понятии «резильентная школа». Такие школы находятся в сложных ситуациях, но при этом им удаётся оставаться успешными. Такое качество было присуще и участникам программы «Учитель для России».
Правда ли, что изначально в программе было два очень жестких критерия отбора: обязательное знание иностранного языка и учеба в престижном российском вузе?
Да, такие критерии были. Я очень переживала, что не смогу войти в программу и звонила, чтобы узнать результаты отбора. Однажды мне сказали по телефону, что Самарский государственный университет не входит в рейтинг лучших вузов России. Я была просто обескуражена таким ответом, но в дальнейшем отбор все-таки удалось пройти. Оценка участника складывалась из совокупности критериев. По мере развития программы результат всё больше основывался на индивидуальных качествах участника: знание предмета, умение адаптироваться в сложных ситуациях. Обучение в определенном вузе как критерий – это из области образовательных стереотипов.
Какие проекты программы «Учитель для России» в Калужской области были сами яркими?
Самым ярким для меня был и остается детский лагерь «Территория лета», который проходил в период летних каникул в школах Малоярославецкого, Жуковского и Боровского районов. Еще на меня огромное впечатление произвёл цирковой лагерь «Балаган». Этот лагерь мы несколько лет проводили в деревне Кривское Боровского района. Его задумывали как лагерь для подростков с трудностями в поведении, чтобы вовлечь их в интересную социальную активность – цирковое искусство. Результаты обучения были потрясающими. Ребята освоили много элементов от воркаута до акробатики. Этот проект показал невероятную силу и талант детей. Я до сих пор благодарна за него Марии Колосовой и её команде.
У педагогов из программы «Учитель для России» были сложности в преподавании уроков?
Были понятные трудности с адаптацией, когда ребята переезжали из другого региона к новому месту работы. Для них это был совершенно иной темп жизни. Некоторым участникам из больших городов было трудно привыкнуть к тому, что местный магазин работает до определенного часа. Педагогам из программы всегда оказывали всестороннюю поддержку. Это иногда вызывало ревность со стороны коллег. При этом я не замечала таких сложностей в период своей работы в школе.
Участники программы отличались вниманием к литературе самых разных жанров и направлений. Что читаете Вы?
Сейчас мало читаю по своему предмету, но стараюсь смотреть фильмы в оригинале онлайн или в кинотеатре. Просмотр таких картин позволяет не забывать язык. Из профессиональной литературы я читаю книгу Эрин Мейер «Карта культурных различий. Как люди думают, говорят и добиваются целей в международной среде». Книга об успешном взаимодействии людей из разных культур. Читаю много художественной литературы. Сейчас это «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.
Какое произведение нужно прочитать, чтобы полюбить английский язык?
У английского языка есть очень сложные аспекты, которые сложно красиво перевести. Особенно это касается английских шуток. К сожалению, так с ходу не вспомню ни одну, но есть красивая фраза, которая мне очень нравится: «Sometimes in a wind of change we be find our direction». В переводе она звучит: «Порой во времена перемен мы находим свой путь». В английском языке в этой фразе есть оборот «ветер перемен». Сейчас такое выражение есть и в русском языке, но скорее как название знаменитой песни Scorpions.
Что бы Вы хотели сказать человеку, который понимает, что исчерпал свой потенциал на действующей работе, но не решается её поменять?
Надо решаться на перемены. Важно пробовать и важно делать. Здесь нет универсальных мотивирующих фраз. Надо быть верным себе, идти за своей мечтой.