Найти тему

Великолепные мосты «Царицына»: наслаждаемся их красотой и уникальностью

Оглавление

Отправляемся в увлекательное путешествие в прошлое, чтобы узнать об истории создания мостов и их архитектурных особенностях в музее-заповеднике «Царицыно».

В далеком 1775 году великая императрица Екатерина II решила возведение нового дворцового комплекса под Москвой. Чтобы осуществить это амбициозное предприятие, она поручила работу своему придворному архитектору Василию Баженову. Именно он разработал уникальный проект, объединяющий элементы готики, классицизма, московского барокко и древнерусских традиций. Уже в 1776 году началось строительство прекрасного ансамбля Царицыно.

Подробно про музей-заповедник «Царицыно»

Каждый мост в музее-заповеднике Царицыно имеет свою уникальную архитектурную особенность, которая восхищает посетителей и передает дух времени. Они являются не только функциональными сооружениями, но и великолепными произведениями искусства, вписывающимися в общую атмосферу Царицыно.

Нежная готика

-2

Фигурный мост, известный своими высокими башенками и стрельчатыми проемами, является одной из самых ранних построек в царицынском ансамбле. Его строительство началось в мае 1776 года, а имя мосту было присвоено в середине XIX века, возможно, по аналогии с Фигурными воротами, ведущими к мосту. В самом начале, архитектор Василий Баженов называл его “мостом на приезде с плотины” в своем докладе императрице Екатерине II.

Читайте также: Места Москвы, где сбываются желания!

Сердцем моста является его фантазийный готический стиль XVIII века, описываемый самим Баженовым как “нежная готика”. Он украшен резными карнизами, ромбовидными накладками, колонками и пирамидками. Особое внимание заслуживают круглые крепостные башни, которые создают впечатление мощности и величия, с их зубчатыми ограждениями. Этот элемент архитектуры является отсылкой к поздней средневековой итальянской архитектуре и Московскому Кремлю, который в XVIII веке воспринимался как воплощение готики.

Однако, при ближайшем рассмотрении башенки раскрывают свою истинную природу и намекают на свою декоративную функцию. Они поделены на половинки и лишены какой-либо фортификационной ценности. В прошлом, в них размещались кадки с растениями, создавая парковую атмосферу и придающие развлекательный характер.

-3

Деревья в кадках на мосту были тщательно размещены еще во время строительства сооружения в 1777 году. Но настоящая изюминка добавилась летом 1778 года, когда был возведен северный пандус, спускающийся с моста в сторону церкви. Этот пандус, названный архитектором “ипотенузой”, является поистине впечатляющей галереей с высокими арочными стенками и тремя парами декоративных башенок. Их форма напоминает пинакли и фиалы, характерные для готической архитектуры, а их белокаменный декор создает ассоциации с ярким фейерверком.

Мост, также как и другие сооружения в Царицыне, выполнен из красного кирпича и белого камня. Хотя в описях 1859 и 1886 годов упоминаются некоторые повреждения, в целом мост сохранился в хорошем состоянии благодаря использованию высококачественных строительных материалов. Он активно использовался посетителями, особенно в летний сезон, и стал популярным местом прогулок для жителей Царицына.

Изображения моста можно увидеть на множестве открыток XIX века, а с 2000 года он также вошел в геральдику Южного административного округа. Фигурный мост стал невероятной исторической достопримечательностью, олицетворяющей красоту и изящество архитектуры эпохи.

В 1985 году архитекторы-реставраторы под руководством Изольды Рубен разработали проект реставрации моста, который уже с тех пор нуждался в серьезных восстановительных работах. Сооружение было проверено целым рядом организаций, которые обнаружили значительные утраты декоративных элементов, выкрошку кладки и даже повреждения конструктивных элементов. Особенно серьезным было обнаружение полной утраты двух столбов с южной стороны.

В 1988 году была проведена реставрация моста, в которой активное участие приняли специалисты из польской фирмы PKZ, сотрудничавшие с объединением «Союзреставрация». Благодаря их участию были восстановлены и укреплены все конструктивные элементы, поврежденные металлические связи и утраченные элементы декора. После проведения реставрации моста в 1988 году, он был еще дважды подвергнут реставрационным и ремонтным работам: в 1992 году и в период с 2006 по 2007 годы.

Во время последней реставрации было принято решение увеличить количество ступеней на северном спуске, чтобы уменьшить крутизну спуска. Это было важным шагом для обеспечения удобства и безопасности для посетителей моста, особенно в зимнее время. Таким образом, мост, прошедший несколько этапов реставрации и ремонта, стал не только образцом восстановления архитектурного наследия, но и примером заботы о безопасности и комфорте его использования.

Мост с чертами собора Парижской Богоматери

-4

Одно из главных архитектурных достижений царицынского ансамбля – Большой мост, простирающийся на протяжении 80 метров над оврагом. Это впечатляющее сооружение считается самым крупным мостом XVIII века, сочетающим в себе мощь и легкость благодаря использованию арочных пролетов.

Строительство моста началось в 1778-1779 годах, однако его пришлось приостановить на пять лет. Оказалось, что на дне оврага имелись множество источников, которые постоянно размывали фундаменты. Для укрепления сооружения было забито свыше двух тысяч свай, что требовало огромных затрат.

В 1784 году начался второй этап строительства, в ходе которого использовался хорошевский белый камень, добытый из одноименного села Хорошево, расположенного неподалеку. Цоколь моста был сложен из этого благородного камня, а устои и арки выполнены из высококачественного кирпича. Сооружение было практически закончено, оставалось только установить парапет. Генерал-губернатор Москвы и Петербурга Яков Брюс в письме к Екатерине II делился своими впечатлениями после осмотра этого великолепного акведука, который своим внешним видом внушает огромнейший размер и напоминает о веках Древнего Рима.

Мост через овраг в царицынском ансамбле несомненно олицетворяет грандиозность и величие древнеримских акведуков – впечатляющих инженерно-архитектурных сооружений своего времени, предназначенных для подачи воды в города.

-5

Сам Большой мост устроен как массивная кирпичная аркада. В центре выделяются высокие стрельчатые арки и нежные готические колонны, создавая эффект портала готического кафедрала, причем эта атмосфера напоминает знаменитый Парижский собор “Богоматери”. Фасады моста великодушно украшены необычными декоративными элементами из белого камня: волнистыми лучами, полукруглыми арками, цепочками мелких элементов – кругов, крестов, ромбов – и восхитительной композицией из красного кирпича. Считается, что Баженов использовал в этом проекте декоративные мотивы, характерные для русского народного искусства, такие как треугольные и ромбические узоры, напоминающие древнерусские орнаменты.

В июне 1785 года Василий Баженов был запятнан скандалом и удален с проекта строительства Царицына, а после смерти Екатерины II работы над резиденцией полностью прекратились. Однако в начале XIX века, под руководством архитектора Ивана Еготова, ученика Баженова, боковые части моста были доделаны, дорожное покрытие было уложено, и кирпичный парапет с башенками-столбами был завершен.

Несмотря на то, что мост в течение XIX века подвергался старению и разрушению, он продолжал использоваться в течение долгого времени. С конца XIX века и до 1975 года по мосту пролегала трасса Царицынского шоссе. Во время Великой Отечественной войны по мосту проезжали тяжелые грузовики, включая танки. Конечно, боковые парапеты и башенки частично были повреждены, а в послевоенное время лишь отдельные фрагменты парапета сохранились. В 1980-х годах проезжая часть моста над арками обрушилась, а многие декоративные элементы фасадов были уничтожены.

В ходе нескольких крупномасштабных реставраций, проведенных в период с 1985 по 2007 годы, были восстановлены разрушенные проезды над арками и парапет, а также выполнена реконструкция декоративных элементов. В настоящее время Большой мост над оврагом имеет внешний вид, соответствующий началу XIX века.

Небаженовские мосты

-6

В “Царицыне” также существуют несколько менее известных и более поздних мостов. Один из них – Оранжерейный мост “на церковном рву”, который был построен не позднее 1828 года рядом с оранжерейной плотиной в хозяйственных целях. Его целью было обеспечение связи с территорией, где находились оранжереи и сады. Оранжерейный мост также выполнен в баженовском стиле, из красного кирпича, с декорированным белым камнем глухим парапетом. Мост украшают полукруглые быки, выступающие как опоры моста, с одной стороны, а с другой – кирпичные контрфорсы.

На окраине исторического царицынского парка можно найти еще три мостика: Большой Гротесковый, Малый Гротесковый и Третий Гротесковый. Эти мостики были названы так в связи с использованием гротескного камня, который представляет собой грубо отколотый белый камень. Все три мостика были декорированы этим камнем, отсюда и произошло их название. Однако сама конструкция мостов выполнена в красном цвете, как и все остальные сооружения в ансамбле Царицына.

Изначально исследователи ошибочно относили эти мосты к наследию Василия Баженова, но позднее были обнаружены документы, которые указывали на то, что эти мосты были спроектированы и построены по проекту Ивана Еготова. Они были частью “романтических затей”, созданных в пещерах и на склонах Верхнего Царицынского пруда, чтобы добавить атмосферы романтики и красоты в данном районе.