Мы переночевали в Иркутске и сели на дневной поезд до Улан-Удэ (плацкарт - 2000 р). Восемь часов ехали, в основном вдоль Байкала, любуясь видами, читая книги и поглощая чипсы из батата. В Улан-Удэ мы заселились в просторных апартаментах с эффектным обзором на город (2000 р/сутки) и тут же поехали в дацан Ринпоче Багша на автобусе 97 встречать закат.
Все дацаны закрываются в 17 часов, но для того, чтобы погулять по территории и посмотреть на город с обзорной площадки - это лучшее время. Мы, конечно же, покрутили молитвенные барабаны, ударили в колокол и поехали готовить ужин.
На следущий день мы отправились в Иволгинский дацан. До остановки Иволгинск-конечная идут маршрутки 130 и 104 (ехать 50 минут) . И с этой же остановки стартуют маршрутки, на которых написано "дацан", стыковка комфортная (ехать 10 минут).
Скажу честно, монастырский комплекс привёл меня в полнейший восторг. Несмотря на стройку и не самую ухоженную территорию - находиться в храмах, слушать молящихся буддистов, рассматривать статуи Будд и архитектуру - очень умиротворяющее занятие.
И, конечно, самый изящный и впечатляющий - храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова. Он похож на расписную искусную шкатулку с драгоценностями. Мне повезло проскачить внутрь (мы так и не поняли какие там правила посещения) и увидеть своими глазами нетленное тело великого Учителя. 75 лет он находился в могиле в позе лотоса, и когда его эксгумировали согласно завещанию, он в общем-то совершенно не разложился.
Я ничего этого не знала, я просто зашла в очередной храм, но там было хорошо, и меня поразил вид сидящего в лотосе ламы за стеклом. Это действительно особенное впечатление. И если его история правда соответствует описанию, это поразительно.
Вокруг монастыря живописные поля, где пасутся коровы. Находиться там - одно удовольствие. Вечером у нас ещё было время для прогулки по городу.
На следующий день мы собрались в село Тарбагатай. Там живут старообрядцы. Автобусы, которые туда ходят: 400, 420, 422, 423, 426, 441. По дороге на Тарбагатай, прямо на трассе есть местная достопримечательность гора Омулëвка или Спящий лев. Она так называется, потому что действительно издалека напоминает полулежащевого льва. На обзорную площадку ведёт не очень высокая лестница. Можно немного прогуляться по округе, вид на реку Селенгу великолепный.
Сложность для путешественников без машины представляется в том, что у Лев-горы почему-то нет остановки. Чтобы двинуться дальше в сторону Тарбагатай, мы пытались поймать рейсовые маршрутки. Но даже полупустые они принципиально не останавливались. Мы пошли пешком 7 км по трассе.
В селе мы отыскали музей истории и культуры старообрядцев. Снаружи нас встретили гиды, которые рассказали, что внутри сейчас местный ведёт экскурсию для их группы, и нам туда нельзя. И вообще все экскурсии по записи и договорённостями.
Но узнав, что мы спустились пешком с Лев-горы и вообще не очень любим экскурсии, нам предложили зайти внутрь.
Двухэтажный деревянный дом оказался начинëн снизу доверху всякими ремесленными инструментами, приспособлениями, старинной посудой и одеждой. Колоритный местный с энтузиазмом рассказывал истории об охоте. Мы довольно быстро покинули группу, потому что хотелось успеть ещё что-нибудь увидеть.
Но остальные музеи оказались уже закрыты, и никакой особенной колоритной архитектуры, описанной в путеводителях или танцующих в местной одежде с караваем жителей нам встретить не удалось. Видимо, вся эта история разыгрывается только для туристов, приезжающих по предварительной договорённости.
Вечером мы гуляли по Улан-Удэ и смотрели на город с Батарейной горы.
На следующий день мы хотели посетить галерею современного искусства Залуу, но она оказалась закрыта. Мы отправились в художественный музей им. Ц. С. Сампилова, и совсем не пожалели. Единый билет стоит 600 рублей, я очень рекомендую брать именно его.
Меня очень вдохновила коллекция бурятской живописи, музей природы и выставка "В стране изумрудного Будды".
И, пожалуй, самым ярким впечатлением в Бурятии стал Этнографический музей народов Забайкалья под открытым небом. Он находится в микрорайоне верхняя Берëзовка, и добраться до него можно на 37й маршрутке.
Причëм, если попросить водителя, он обязательно привезëт прямо к музею, и не придется идти пешком 10 минут от трассы.
Входной билет стоит 280 рублей. В понедельник и вторник лучше не приезжать, к посещению доступна не вся экспозиция. Время посещения тоже лучше уточнять заранее, в основном, это светлая часть дня.
Итак, перед нами раскидывается огромное поле, и совершенно непонятно, что тут смотреть, какие-то камни древнего человека и петроглифы, и типухи за решёткой стоят. Но оказывается, все самое интересное впереди, скрыто под деревьями в лесу. И территория музея огромна - 37 гектаров.
Юрты, дома старообрядцев, стоянки эвенков, чумы, покрытые мехом и корой, избы, бани, скотные дворы, дуган и даже тюрьма. Все эти помещения привезены и построены, наполнены соответствующей исторической обстановкой, утварью, деталями. В большинство зданий можно заходить, знакомиться с бытом и представлять себя местным жителем. Просто невероятно!
На обратном пути мы ещё успели заехать в дацан Хамбын Хурэ и приобрести маленькую статую Будды Шакьямуни.
На ужин мы отправились в корейское кафе Чосон возле наших апартаментов и заказали там сангепсаль. Это набор для самостоятельного приготовления. Нам вынесли на летнюю террасу плитку и сковородку, и мы сами жарили мясо и пробовали смешивать различные ингредиенты.
На следующий день мы отправились на стоянку Чингисхана. К этой локации идут три маршрута - 130, 280, 360. От остановки ТЦ Титан нужно идти пешком в гору 4 км. Подъем там не сложный, ориентироваться по карте можно легко, связь ловила.
Правда в какой-то момент мы все-таки свернули не туда. И нам стали встречаться змеи, сначала раздавленные, а потом и живая гадюка. Это нас сильно напрягло, мы стали проверять маршрут, и оказалось, что пропустили поворот. На основном маршруте змей больше не было. Зато попадалась дикорастущая конопля.
С плато Тапхар открывается великолепный вид во все стороны. Широкая равнина, горы, буддистская ступа и сад камней. Подниматься и спускаться с горы самостоятельно - лучшее решение. Мимо проезжают редкие машины и даже гужевой транспорт - лошадиная повозка, но пешком интересней всего.
У нас оставался последний день в Улан-Удэ, и мы решили ещё раз съездить в Ринпоче Багша. Название дацана переводится как драгоценный учитель. Каково было моё удивление когда нам навстречу по ступеням дацана в солнечных лучах стал спускаться знакомый мне блогер, у которого я хотела взять курс по фотографии. Курс пришëлся как раз на время нашей поездки на Байкал, и я отложила эту задачу. И вот в этой самой поездке я встретила "драгоценного учителя" вживую с семьёй. У этого фотографа я уже многому научилась до этого, и это было невероятно приятно вот так случайно познакомиться лично.
Вокруг дацана проложена километровая пешеходная тропа со множеством ступеней. На её пути расположены беседки по 12 символам годового цикла буддийского календаря. Гулять там чудесно.
Внутри главного храма - огромная статуя Будды Шакьямуни. Его фигура умиротворяет, внушает спокойствие, величие и отрешённость. Колоссальное воздействие.
Очень хотелось посетить ещё какой-нибудь дацан и наконец попасть на хурал (так называется богослужение в буддизме). Из доступных в городе остался Гандан Жамба Лин. До него из Ринпоче Багша идут прямые автобусы 97 и 95. Мы приехали прямо к началу хурала. Пение мантр зачаровало меня. Я попала в чудесное медитативное расслабленное состояние.
До вечера ещё оставалось время, и мы отправились в Национальный музей Республики Бурятия. Больше всего моё внимание привлекли буддистские статуи, а также тактильная юрта.
Наше путешествие подошло к концу. Ночным поездом мы вернулись в Иркутск, так как самолёты оттуда были сильно дешевле. Завтракали мы в очаровательной местной кондитерской Toti. У них в меню есть пирожные картошка и морковка, дизайн у них очень остроумный, и вкус великолепный. Я их попросила перебираться в Петербург, они обещали попробовать.
#Улан-Удэ #Россия #Бурятия #Забайкалье #чтопосмотреть