Найти в Дзене
ARTROCK

"Шесть спичек" А.Б.Стругацких: советский героизм.

На первый взгляд — типичный «производственный» рассказ с легким научно-фантастическим антуражем в виде исследований телекинеза. В каком-то смысле так и есть. Едва ли не впервые в своем творчестве Стругацкие затрагивают тему «научного героизма». Великая дилемма — стоят ли знания человеческих жизней? Имеет ли право ученый жертвовать жизнью во имя науки, даже если эта жизнь — его собственная? Пожалуй, в этом рассказе, в отличие от вполне «героической» "Страны багровых туч", братья Стругацкие впервые намекают (хотя еще не говорят однозначно) на идею, которая получила свое развитие в «Стажерах» и окончательное логическое завершение в «Полдне»: нет, не имеет. Человеческая жизнь — величайшая ценность, и никакие знания не могут быть оплачены такой ценой. И не зря именно этот рассказ подарил название популярному сборнику с ранними рассказами авторов. Речь в рассказе Стругацких о «научном героизме»: один из персонажей, начальник физической лаборатории Центрального института мозга Андрей Комлин п
Оглавление

На первый взгляд — типичный «производственный» рассказ с легким научно-фантастическим антуражем в виде исследований телекинеза. В каком-то смысле так и есть. Едва ли не впервые в своем творчестве Стругацкие затрагивают тему «научного героизма». Великая дилемма — стоят ли знания человеческих жизней? Имеет ли право ученый жертвовать жизнью во имя науки, даже если эта жизнь — его собственная? Пожалуй, в этом рассказе, в отличие от вполне «героической» "Страны багровых туч", братья Стругацкие впервые намекают (хотя еще не говорят однозначно) на идею, которая получила свое развитие в «Стажерах» и окончательное логическое завершение в «Полдне»: нет, не имеет. Человеческая жизнь — величайшая ценность, и никакие знания не могут быть оплачены такой ценой. И не зря именно этот рассказ подарил название популярному сборнику с ранними рассказами авторов.

Речь в рассказе Стругацких о «научном героизме»: один из персонажей, начальник физической лаборатории Центрального института мозга Андрей Комлин производил над собой опасные эксперименты: облучал мозг нейтринными пучками, стараясь пробудить скрытые резервы и возможности человеческого организма. Комлин хотел научиться управлять своим «психодинамическим полем» и надорвался, пытаясь поднять сразу шесть спичек.

Название:

Рассказ «Шесть спичек» изначально носил название «Восьмой за последний год», а изменить название ШС предложили в редакции журнала «Знание-сила», где рассказ был впервые напечатан в 1959 году. Новое название братьям не очень нравилось, но пришлось уступить.

Самый часто издаваемый рассказ Стругацких. По подсчётам В. Борисова, было не менее 25 переизданий на русском языке, 4 на английском — в 1960—2005 годах, 3 японских, 6 испанских изданий в двух переводах, 9 немецких изданий в двух переводах, и так далее.

История создания:

Основная идея этого рассказа была сформулирована Борисом Стругацким ещё в школьные годы под воздействием дружбы с приятельницей, родители которой были сотрудниками Института мозга имени Бехтерева. В 1955—1957 годах Б. Н. Стругацкий попытался реализовать проблему переноса или пересадки сознания в двух рассказах — «Затерянный в толпе» и «Кто скажет нам, Эвидаттэ?». В последнем появилась фамилия Комлин и эксперименты по облучению мозга быстрыми частицами. К июню 1958 года А. Н. Стругацкий предложил брату-соавтору другую идею:

«…Какое-нибудь животное после воздействия абвгдеж-лучами ведет себя очень странно — видит за стенами, за углом и т. д. Короче, оно приобретает свойство „видеть“ в четвёртом измерении. И человек, чтобы проверить это, подвергает такой обработке и свой собственный мозг. И тоже начинает видеть „за углом“. Смелый … эксперимент, <…>, героизм советского ученого, руководящая роль и пр. А? И назвать рассказ „За углом“. А?..»

К концу лета 1958 года был готов черновой вариант рассказа под названием «Восьмой за последние полгода». Рассказ был принят редакцией журнала «Знание — сила» и опубликован в 1959 году (№ 3). В том же году рассказ был напечатан в межавторском сборнике «Дорога в сто парсеков», а в следующем — 1960-м — в авторском сборнике «Шесть спичек». В этих изданиях убирались наукообразные подробности и некоторые фактические ошибки.

По мнению А. Скаландиса, популярности рассказа способствовала нестандартная и — для советской фантастики — революционная идея телекинеза. Кроме того, авторы весьма нетривиально подняли тему советского героизма:

«…Не просто романтизация подвигов, а именно проблема. Да, авторам эмоционально симпатичны все эти физики, бросающиеся грудью на смертельные дозы радиации в мирное время. Но умом они уже понимают, как это нелепо, нерационально. Они уже видят, как вся эта дурная корчагинщина выродится к концу 1970-х в абсурдный подвиг парня, погибшего при тушении ватником загоревшегося колхозного поля. И не в „Шести ли спичках“ таился зародыш пелевинского „Омона Ра“ — настоящей эпитафии советской фантастике и советскому героизму?»
-2

Ну и конечно не забывайте ставить лайк👍 и подписаться на канал! Впереди у нас ещё много интересных статей!