Найти тему
diletant.media

Ренессанс во время чумы

Пять художников Возрождения, ставших жертвами страшной болезни.

Амброджо Лоренцетти (1290−1348)

Амброджо Лоренцетти — художник-философ, представитель сиенской школы. Он автор первого произведения на светскую тему в истории итальянского искусства — фресок с «Аллегориями доброго и злого правления» (Палаццо Публико, Сиена). Благодаря ему у историков есть доказательства использования в Средневековье песочных часов. Они изображены на его фреске «Аллегория доброго правления».

Деталь фрески «Аллегория доброго правления». (Pinterest)

Время отмерило художнику 58 лет жизни. За эти годы он успел создать собственный оригинальных стиль (что было весьма необычно для треченто), расписать церковь Сан-Проколо во Флоренции, принять участие в оформлении церкви Святого Августина в Сиене и других соборов этого тосканского города.

Жизнь живописца, вероятно, оборвалась в 1348 году, когда Европу накрыла эпидемия чума. После этой даты его имя не упоминается ни в одном документе. Скорее всего, он был погребён вместе с тысячами других сиенцев, поражённых болезнью. Во время бубонной чумы Сиена потеряла половину своих жителей. «Во многих частях города, — пишет хронист, — были выкопаны глубокие ямы. Множество мёртвых было сброшено в них. Некоторые тела же были закопаны наскоро. Собаки раскапывали их и таскали по городу».

Также во время чумы погиб старший брат Амброджо Пьетро Лоренцетти. Его самые известные работы можно увидеть в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. В одной из фресок на тему «Страстей Христовых» Пьетро Лоренцетти впервые со времен Античности поместил изображение падающей тени.

Андреа дель Кастаньо (1423−1457)

Художник Андреа дель Кастаньо родился в деревушке Кастаньо, расположенной вблизи Флоренции. Возможно, он учился у Филиппо Липпи и Паоло Уччелло. Наиболее значительные работы он выполнил во Флоренции и Венеции. Лучшим творением мастера считается фреска «Тайная вечеря», написанная для трапезной бенедиктинского монастыря святой Аполлонии Александрийской. Существует мнение, что Леонардо да Винчи был знаком с этим произведением и отталкивался от него при создании собственной «Тайной вечери».

-2

Андреа дель Кастаньо, «Тайная вечеря». (Pinterest)

Художник и архитектор Джорджо Вазари, известный также как автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», в своей книге обвиняет Андреа дель Кастаньо в убийстве художника Доменико Венециано, якобы по причине страшной зависти к его таланту. Эта легенда побудила флорентийцев закрашивать работы Кастаньо и сбивать его фрески. На самом же деле художник умер в 1457 году от чумы, за четыре года до смерти Венециано. 36-летний Кастаньо ушёл в мир иной в страшных муках, не подозревая, что его имя будет оклеветано после смерти.

Пьетро Перуджино (1446−1523)

Пьетро Ваннуччи, прозванный по месту рождения в городе Перудже Перуджино, был представителем умбрийской школы живописи. Его стиль оказал влияние на мастеров Высокого Возрождения. По приглашению папы римского Сикста IV в 1480-х годах Перуджино работал в Сикстинской капелле. Его кисти принадлежат фрески «Крещение Христа», «Вручение ключей апостолу Петру» и другие. Работы «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея», располагавшиеся на алтарной стене, были сколоты чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело.

-3

Перуджино, «Вручение ключей апостолу Петру». (Pinterest)

В начале 16-го века художник пережил закат своей славы. Его стиль был признан устаревшим. Взоры публики обратились к работам новых кумиров — Рафаэля (который был учеником Перуджино), Микеланджело, Тициана. Перуджино, который полжизни провёл в разъездах по Флоренции, Венеции и Риму, в последние годы был вынужден осесть в родной Перудже, где искусство не было так развито.

В Перудже и её окрестностях чума утихала и вновь разгоралась с 1523 по 1528 год. За пять лет в этом небольшом городе эпидемия унесла жизни восьми тысяч человек. Перуджино умер от чумы в феврале или марте 1523 года. Ему было около 75 лет. В последние дни своей жизни художник работал над фреской для небольшой церкви Кастелло в Фонтаньяно. В наши дни она хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498−1543)

Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший в 1532 году окончательно перебрался в Лондон. Ранее он уже провёл здесь несколько лет при дворе короля Генриха VIII и теперь возвращался, чтобы стать придворным живописцем и быть подальше от религиозных столкновений протестантов и католиков, терзавших материковую Европу.

Одна из самых известных картин Гольбейна этого периода — «Послы» (написана в 1533 году). На ней изображены два человека: французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и епископ Лавора Жорж де Сельв. Огромное количество предметов, расположенных рядом с ними, указывает на их интерес к науке и различным искусствам. Общую симметрию картины нарушает странно вытянутый череп. Это анаморфоз — конструкция, которая складывается в отчетливую форму только под определённым углом зрения. Череп здесь — знак того, что в рутине дней смерть — лишь размытое пятно. Однако чтобы жить осмысленно, необходимо всегда помнить о смерти.

-4

Ганс Гольбейн Младший, «Послы». (Pinterest)

Чума, которая при жизни художника в Лондоне вспыхивала с 1536 года, постоянно напоминала о бренности человеческого существования. В 1543 году она свирепствовала в городе особенно сильно. Мор продолжался до зимы. Ганс Гольбейн, всегда писавший других и никогда себя, за год до новой вспышки эпидемии неожиданно создал автопортрет. Художник не дал смерти навсегда стереть его лицо из памяти истории. Чума, вероятно, настигла Гольбейна между 7 и 29 ноября 1543 года. Живописец скончался в возрасте 45 лет. Место его захоронения неизвестно.

Тициан (1488/1490−1576)

В последние годы своей жизни, выпавшие на 1570-е годы, венецианский художник Тициан Вечеллио работал над картиной «Наказание Марсия». В ней описан конец древнегреческого мифа о состязании Аполлона и Марсия. Сатир уступил богу в пении и теперь терпит страшные муки — со смехом и весельем с него сдирают кожу. В правом углу картины безучастно сидит старик и с глубокой задумчивостью взирает на происходящее убийство.

Искусствоведы предполагают, что в этом образе Тициан изобразил себя. По их мнению, картина отражает мысли художника о том, что мир жесток, смерть всесильна, человек развращён жаждой насилия и ничто не может его спасти, даже искусство. Эпоха Ренессанса заканчивалась крахом идей гуманизма. И словно подчеркивая бессилие человека перед страшными и необузданными силами, в Венецию ворвалась чума.

-5

Тициан, «Оплакивание Христа». (Pinterest)

Эпидемия охватила республику Святого Марка в конце 1575 года. По своей силе она походила на пришествие Чёрной смерти в 1347—1348 гг. Остров Лазаретто, куда свозили заражённых, был переполнен. Венеция превратилась в город-призрак. Мор царил в городе до 21 июля 1577 года. Погибли около 50 тысяч венецианцев.

Во время эпидемии Тициан работал над своим последним полотном «Оплакивание Христа». Ему было около 86 лет. Он наблюдал, как тяжело страдает от чумы его младший сын Орацио. Художник ухаживал за сыном, прекрасно понимая, что может заразиться. В августе 1576 года он услышал шум на первом этаже своего дома. Спустившись вниз, он обнаружил, что входная дверь открыта. Выбежав на улицу, он увидел отчалившую гондолу. Орацио был на её борту. Оказалось, что санитары, которые проводили досмотр улиц и домов в поисках заражённых чумой, забрали его, чтобы отвезти в место карантина.

Через несколько дней Тициан, «король живописцев и живописец королей», ушёл из жизни. Тело мастера обнаружили лежащим на полу. В руке он крепко сжимал кисть. Картина «Оплакивание Христа» осталась незаконченной. Работу завершил другой венецианский живописец — Джакомо Пальма Младший. Сын Тициана Орацио жестоко страдал от болезни и умер через месяц.

Великий художник был похоронен в соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, что ставит под сомнение его смерть от чумы. Возможно, он был единственным, кто удостоился чести быть погребённым в храме, несмотря на болезнь. Некоторые исследователи уверены, что Тициан умер по естественным причинам, и чума не затронула организм художника. Даже если это так, пандемия оставила смертельный след в душе мастера, на глазах которого умирал его любимый сын.